Начало V в. до н.э. Древняя Греция

Содержание

Слайд 2

Вакх, Караваджо

Вакх, Караваджо

Слайд 3

НИКАКИХ ВАМ РАЗВЛЕЧЕНИЙ!
Только катарсис, только смех и боль!

НИКАКИХ ВАМ РАЗВЛЕЧЕНИЙ! Только катарсис, только смех и боль!

Слайд 4

Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» –

Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» –
«песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.
Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».

Слайд 5

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой
драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).

Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа.
Комедия — карнавально-сатирическую.
Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий

Слайд 6

Бесплатные посещения
каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем

Бесплатные посещения каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в
и на три посещения.
Актеры (мужчины) играли свои роли без помощи собственной мимики, в масках.
они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

Слайд 7

Скена Орхестра Проскений Театрон

Скена Орхестра Проскений Театрон

Слайд 10

Римский театр появился значительно позднее, в III—II веках до н. э.
Представления устраивались

Римский театр появился значительно позднее, в III—II веках до н. э. Представления
в Риме во время различных государственных праздников, Сатурналии
Рим про сатиру и комедии
Трагедия называлась претекста, ее основу обычно составляли современные проблемы, в ней также делался упор на существующие пороки общества.
Первым получил леща за свободомыслие и честность драматург Гяей Невий
Тит Макций Плавт изменил построение комедии приблизив диалоги к реальным
Комедиограф Теренций большой молодец, потому что действие в его пьесах обычно не выходило за рамки бытовых тем и вращалось вокруг семейных конфликтов, сюжеты лишены динамики в развитии интриги и громких разоблачений, зато наполнены психологическими характеристиками героев, их размышлениями. Теренций позже будет назван предшественником новой европейской драмы.
В последнем веке римской истории театра уже просто не существовало, имелись лишь примитивные формы простонародных мимов да пышные, с огромной помпой, зрелища, призванные отвлекать народ от насущных вопросов бытия.

Слайд 11

В период империи возникает новый жанр римской комедии - мим, соединивший в

В период империи возникает новый жанр римской комедии - мим, соединивший в
себе все особенности национальной комедии римской культуры. Мим представлял собой длинную пьесу с запутанным, но интересным сюжетом, с большим количеством действующих лиц. Темы мимов касались моральных и семейных ценностей, но особенной популярностью пользовались истории о разбойниках.
Актеры в случае плохой игры подвергались осмеиванию и побоям. Актерские труппы, хотя и много позаимствовали у греков, были непрофессиональными, они объединялись под руководством одного хозяина – антрепренера.
Большим спросом пользовались зрелища - пантомима ("панта" - все), где все действие воспроизводилось движением, заменяющим слова.
Потом всё развалилось, театры стали каменоломнями и на какое-то время его вообще запретили.

Слайд 12

Иоанн Златоуст, Киприан и Тертуллиан – называли актеров детьми сатаны и

Иоанн Златоуст, Киприан и Тертуллиан – называли актеров детьми сатаны и вавилонской
вавилонской блудницы, а зрителей – падшими овцами и погибшими душами. В 14 в. соборным постановлением актеры, устроители зрелищ и «все одержимые страстью к театру» были исключены из христианской общины. Театральное искусство считалось ересью и подпадало под компетенцию инквизиции.

Слайд 13

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР

с 5 до 11 в.в. (раннее средневековье) и с 12

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР с 5 до 11 в.в. (раннее средневековье) и с
по 15 вв. (период развитого феодализма)
После падения Римской империи в 5 в. Культура пришла в упадое и была заменена религией
Остатки странствующих трупп скитаясь с импровизационными сценками по небольшим селеньям. Однако театральные традиции упрямо сохранялись в народных обрядовых играх и ритуалах, связанных с календарным циклом.
церковь столкнулась не с сообществом актеров, всегда составлявшим небольшой процент населения, а практически со всем народом, который продолжал ненамеренно поддерживать театральные традиции в ритуальных и праздничных гуляниях.

Слайд 14

Наиболее наглядно результаты проигранной клерикальной борьбы с язычеством проявились в традиционных для

Наиболее наглядно результаты проигранной клерикальной борьбы с язычеством проявились в традиционных для
католической Европы карнавалах (в православных странах – масленица), празднике, предшествующем Великому Посту и обозначающем окончание зимы. Жестокие акции помогли добиться лишь одного – сократить официальную продолжительность карнавала с двух недель до одной.

Слайд 15

Три основные формы
народно-плебейская (Традиционные ритуальные действа постепенно трансформировались, в них включались

Три основные формы народно-плебейская (Традиционные ритуальные действа постепенно трансформировались, в них включались
фольклорные элементы; художественная сторона обряда приобретала все большее значение)
ЛЕГАЛАЙЗ! феодально-церковная форма (церковь начала включать элементы театра в свой арсенал примерно к 9 веку)
Бюргерская форма (светский тятр)
БУНТАРИ! Переходной формой между народно-плебейской и феодально-церковной линиями развития средневекового театра можно считать и вагантов – странствующих клириков, комедиантов из числа священников-расстриг и недоучившихся семинаристов.

Слайд 16

Литургическая и полулитургическая драма.

Уже в IX веке театрализуется месса, вырабатывается ритуал

Литургическая и полулитургическая драма. Уже в IX веке театрализуется месса, вырабатывается ритуал
чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа, о его погребении и воскресении.
Нарождается полулитургическая драма. И тут церковный театр, формально находясь во власти духовенства, подпал под влияние городской толпы.
Заботясь об успехе, церковники стали подбирать более житейские сюжеты, и материалом для полулитургической драмы становятся библейские сюжеты, подверженные бытовому толкованию.
Вводятся и технические новшества: окончательно устанавливается принцип симультанной декорации, когда одновременно показывается несколько мест действия; увеличивается число трюков.
значит, стремительное увеличение численности городского населения, – постепенно привели к тому, что церковная паперть перед храмом уже не могла вместить всех желающих посмотреть представление. Так появились мистерии, вынесенные на огороженные площади и улицы.

Слайд 17

показ театрализованных евангельских эпизодов был вынесен на паперть, литургическая драма трансформировалась в

показ театрализованных евангельских эпизодов был вынесен на паперть, литургическая драма трансформировалась в
полулитургическую. Это была первая переходная форма от религиозного театра к светскому; дальнейшая линия развития средневекового феодально-церковного театра шла через мистерии (14–16 вв.), а также более поздние параллельные формы – миракли и моралите (15–16 вв.).
Мистерия была органичной частью больших городских праздников и торжеств; обычно ее проведение приурочивалось к ярмарке. Это было чрезвычайно масштабное зрелище, продолжавшееся целый световой день, а то и несколько дней.
Отличие мистерии от официальных видов средневекового театра было в том, что они организовывались уже не церковью, а городским советом – муниципалитетом вместе с городскими цехами ремесленников. Авторами мистерий все чаще выступали не монахи, а ученые-богословы, юристы, врачи.

Слайд 18

Ярмарки открывались торжественным массовым шествием, проводимое в традициях карнавала – ряженые, повозки

Ярмарки открывались торжественным массовым шествием, проводимое в традициях карнавала – ряженые, повозки
с живыми картинами на библейские и евангельские темы и т.д.
Каждый из городских цехов получал «на откуп» свой самостоятельный эпизод мистерии, как правило – наиболее близкий своим профессиональным интересам. Так, эпизоды с Ноевым ковчегом ставили корабельщики; Тайную вечерю – пекари; Поклонение волхвов – ювелиры; изгнание из рая – оружейники, вооружавшие своей продукцией ангелов, изгоняющих Адама и Еву.

Слайд 19

conducteur du jeu - руководитель игры

conducteur du jeu - руководитель игры

Слайд 20

Фарс

В этих парадах высмеивались выступления епископов, словопрения судей, въезды королей в город.

Фарс В этих парадах высмеивались выступления епископов, словопрения судей, въезды королей в

Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к действительности.
Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий активность и жизнерадостность самих исполнителей.
Именно фарс стал звеном между старым и новым театром.

Слайд 21

Постепенно наиболее искусные участники мистерий объединились в особые «братства», ставшие первыми профессиональными

Постепенно наиболее искусные участники мистерий объединились в особые «братства», ставшие первыми профессиональными
театральными объединениями нового типа. Наиболее известным из них стало Братство Страстей, получившее в 1402 от короля Карла VI монопольное право играть в Париже мистерии и миракли.
к середине 16 в. мистерия оказалась под запретом практически во всех странах Западной Европы. Демократизм и вольнодумство мистерии, в которой стихия народного праздника сметала религиозное звучание, привело к клерикальному требованию запрещений «бесовских игрищ».

Слайд 22

Вопрос 1.

В каком веке начинается история театра, где и в честь кого?

Вопрос 1. В каком веке начинается история театра, где и в честь кого?

Слайд 24

ВОПРОС 2.

Назовите трех наиболее значимых драматургов Древней Греции?

ВОПРОС 2. Назовите трех наиболее значимых драматургов Древней Греции?

Слайд 26

А древнеримских?

А древнеримских?

Слайд 28

ВОПРОС 3.

Что обычно ложилось в основу сюжетов древнегреческих трагедий?

ВОПРОС 3. Что обычно ложилось в основу сюжетов древнегреческих трагедий?

Слайд 29

ВОПРОС 4.

Как назывался прием внезапного разрешения конфликта в случае тупикового сюжета?

ВОПРОС 4. Как назывался прием внезапного разрешения конфликта в случае тупикового сюжета?

Слайд 30

ВОПРОС 5.

Как называется принцип сценографии, когда на сцене не подразумевается смена декораций,

ВОПРОС 5. Как называется принцип сценографии, когда на сцене не подразумевается смена декораций, они линейны?
они линейны?

Слайд 31

ВОПРОС 6.

Три формы средневекового театра, их отличия?
Начало и конец средневекового театра? Кто

ВОПРОС 6. Три формы средневекового театра, их отличия? Начало и конец средневекового театра? Кто виноват?
виноват?
Имя файла: Начало-V-в.-до-н.э.-Древняя-Греция.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0