Орнамент. История. Этапы построения орнамента в полосе

Содержание

Слайд 2

Термины

Абрис – внешний контур изображения;

Термины Абрис – внешний контур изображения;

Слайд 3

Термины

Меандр – греческий узор волны;

Термины Меандр – греческий узор волны;

Слайд 4

Термины

Раппорт – (rapport возвращение) базовый элемент орнамента, повторяющийся многократно;
Стилизация – обобщение изображаемых

Термины Раппорт – (rapport возвращение) базовый элемент орнамента, повторяющийся многократно; Стилизация –
фигур и предметов с помощью условных приемов, особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора;
Мотив – повторяющаяся идея, шаблон, рисунок, основная тема;

Слайд 5

Термины

Овы (Ионики) – яйцевидные элементы, разделенные стреловидными элементами;
Ламбрекен – зубчатый орнамент с

Термины Овы (Ионики) – яйцевидные элементы, разделенные стреловидными элементами; Ламбрекен – зубчатый орнамент с кисточкой;
кисточкой;

Слайд 6

Термины

Трельяж – орнамент, вставленный в ромбовидную сетку;
Хиазм – (в скульптуре) характерная постановка

Термины Трельяж – орнамент, вставленный в ромбовидную сетку; Хиазм – (в скульптуре)
с переносом тяжести тела на одну ногу;

Слайд 7

Термины

Линия Хогарта – S образная линия, изгиб, придающая изображению динамику и изящество.
Тектоника

Термины Линия Хогарта – S образная линия, изгиб, придающая изображению динамику и
– зрительное воплощение внутренней конструкции.

Слайд 8

История. Греция

Древнегреческое орнаментальное искусство развивалось в основном в двух направлениях: вазопись и

История. Греция Древнегреческое орнаментальное искусство развивалось в основном в двух направлениях: вазопись и архитектурный декор.
архитектурный декор.

Слайд 9

Периоды вазописи Греции

Минойская керамика (характерная керамика минойской культуры бронзового века, разнообразие худ.

Периоды вазописи Греции Минойская керамика (характерная керамика минойской культуры бронзового века, разнообразие
Стилей);
Минийская керамика (среднеэлладский период);
Геометрический стиль;
Ориентализирующий стиль (протокоринфский);
Архаический период (чернофигурная вазопись);
Архаический период (краснофигурная вазопись);
Вазопись по белому фону
Смена вазописи на рельеф

Слайд 10

Минойская керамика

Начиная с 2500 г. До н. э.
Простые геометрические узоры, сменяются цветочными

Минойская керамика Начиная с 2500 г. До н. э. Простые геометрические узоры,
и спералевидными мотивами. Цвет белый на черном матовом. Морской стиль – инверсия (светлый фон, темная краска).

Слайд 11

Минийская керамика

Без росписи тонкокерамические вазы

Минийская керамика Без росписи тонкокерамические вазы

Слайд 12

Микенская керамика

1600 г. До н. э.
Мотив: животный, растительный (дополнен изображением людей и

Микенская керамика 1600 г. До н. э. Мотив: животный, растительный (дополнен изображением
кораблей)
Цвет: светлый фон, темно-коричневый или матово-черный рисунок

Слайд 13

Прото-геометрическая керамика

В XIII в. До н.э. дорийские племена, находящиеся на стадии разложения

Прото-геометрическая керамика В XIII в. До н.э. дорийские племена, находящиеся на стадии
первобытно-общинного строя, завоевали Эгейский мир..
Начало прото-геометрического стиля . Первоначальное становление художественного образа мира в греческой вазописи. Мотив: волнообразные и концентрических кругов.

Слайд 15

Геометрический стиль

Расчленение росписи на множество ярусов. В верхних «небесных» ярусах встречаются ряды

Геометрический стиль Расчленение росписи на множество ярусов. В верхних «небесных» ярусах встречаются
ланей – образ неба. Солнце выражалось вечным круговоротом бытия.
Главный элемент в этот период «водный» зиг-заг, преодолевший эгейское влияние, показывался не плавными линиями, а острыми шевронами. Художники подразумевали под ними струи ниспадающей на землю небесной воды. Главная роль – линейный меандр (а не сетчатый, как в Египте). Под влиянием Востока возникают композиции из чередующихся двух элементов.

Слайд 16

Появление пальметт.

Появление пальметт.

Слайд 17

Идея движения.

Линейный меандр.
«Все течет, все изменяется»
Гераклит

Идея движения. Линейный меандр. «Все течет, все изменяется» Гераклит

Слайд 18

Архаический период ( VI в. До н.э.)

Влияние востока, выработка особого стиля.
«ваза

Архаический период ( VI в. До н.э.) Влияние востока, выработка особого стиля.
Франсуа» еще сохраняет ярусность росписи, однако она уходит.
Проникает Геральдическая идея, пока на уровне геометрического стиля в качестве принципа построения композиции.. Сюжетность.
Мотив: мифологический.
Цвет: черный, красный, белый.

Слайд 20

Египетский орнамент

Мотив: теологический, космологический, лотос, скарабей.
Цвета: Голубой, желтый, красный, зеленый, белый.

Египетский орнамент Мотив: теологический, космологический, лотос, скарабей. Цвета: Голубой, желтый, красный, зеленый, белый.

Слайд 21

Особая роспись колон

Конструкция мира через орнамент, тектоника храмов.

Особая роспись колон Конструкция мира через орнамент, тектоника храмов.

Слайд 22

Древняя Русь

Язычество. Культ плодородия.
Носитель знаний женщина. Вера в загробный мир.
Стадии языческого

Древняя Русь Язычество. Культ плодородия. Носитель знаний женщина. Вера в загробный мир.
верования:
Жертвоприношения упырям и берегиням (Симарго) мир Нави и Прави
Поклонение роженицам, богиням плодородия и богу Роду (переход от женского к мужскому)
Кровавый культ Перуна.

Слайд 23

Культ жертвоприношения

Мотивы: спирали солнца, завитки побегов, стилизованные упыри.

Культ жертвоприношения Мотивы: спирали солнца, завитки побегов, стилизованные упыри.

Слайд 24

Культ Макош

Мотивы: Макош, Леля, цветущие растения, уточка. (Геоцентрическая теория)
Цвета: красные (вышивка).
Вид: ленточный,

Культ Макош Мотивы: Макош, Леля, цветущие растения, уточка. (Геоцентрическая теория) Цвета: красные (вышивка). Вид: ленточный, розетка
розетка

Слайд 26

Культ Перуна

Мотив: Небесные олени, конь, ящеры, колесо, круг (Геоцентрическая теория)
Цвета: красны (вышивка)

Культ Перуна Мотив: Небесные олени, конь, ящеры, колесо, круг (Геоцентрическая теория) Цвета:
Вид: ромбический-ковровый орнамент, ленточный, розетка.

Слайд 27

Преемственность Византии

Мотив: Иконы, оклады, плетенки

Преемственность Византии Мотив: Иконы, оклады, плетенки

Слайд 28

Примеры применения орнамента в дизайне

Примеры применения орнамента в дизайне

Слайд 29

Построение орнамента в полосе

Выбор элемента, стилизация
Выбор направления движения (или конструкция статического орнамента)
Выбор

Построение орнамента в полосе Выбор элемента, стилизация Выбор направления движения (или конструкция
симметрии (зеркальная, со смещением, трансляционная и т.д.)
ВАЖНО! ЕСЛИ УБРАТЬ ГРАНИЦЫ, ОРНАМЕНТ ОСТАЕТСЯ В ПОЛОСЕ, НЕТ НЕОПРАВДАННЫХ И НЕЗАПОЛНЕННЫХ ДЫР!