Слайд 2
Поморское село Вирма
Категория объекта (река, горная система, лес и т.д.): Село
Место: Республика Карелия, Беломорский

муниципальный район, Сумпосадское сельское поселение
Дата первого упоминания: XII век
Доступ к объекту (свободный/ограниченный): Свободный
Связь с другими объектами (принадлежность к горной системе, впадающие реки и т.д.): Находится на берегу реки Вирма, впадающей в Белое море.
Слайд 3Вирма — древнейшее поморское село, когда-то многолюдное, теперь опустело, осталось двадцать жилых

домов. Мощные срубы по-северному добротных крестьянских домов обветшали, но село по-прежнему живописно. Небольшая часть домов, расположенных преимущественно вдоль старой улицы — двухэтажные. Застройка относится, в основном, к концу XIX — первой половине XX веков и является характерной для русских поморских приречных поселений южного побережья. В рамках поморских традиций построены бани.
Деревня Вирма является одним из немногих, сравнительно хорошо сохранившихся традиционных сельских поселений Карельского Поморья. Наличие выдающегося памятника архитектуры, прибрежно-рядовую, уличную и свободную застройки, а также кладбища с комплексом некрокультовых сооружений, имеющих историко-архитектурную ценность, позволяют отнести деревню Вирму в разряд ценных исторических поселений Беломорского района.
Слайд 5Долгое время эта старинная русская деревня входила в состав приморских вотчин знаменитой

новгородской боярыни Марфы-посадницы (вдовы посадника Исаака Борецкого), занимавшей в XV веке первое место среди новгородских феодалов по размерам владений в Карелии. После падения новгородской боярщины и включения Новгородской республики в состав единого русского государства все владения новгородских бояр в Карелии были конфискованы и «отписаны на государя», а часть из них, особенно на беломорском побережье, передана в ведение Соловецкого монастыря. Близ Вирмы обнаружен каменный фундамент солеварен Соловецкого монастыря (XVI-XVII века).
Слайд 6История
В начале XII века вслед за саамами пришли на виремские земли карелы,

позже начали заселяться в Вирму новгородцы. Длительное время Вирма являлась вотчиной Марфы-посадницы, а затем и Соловецкой обители, также как и другие поморские села.
Исторические документы XVI века подтверждают факт нахождения в Вирме древнейшего в Поморье усолья. Варницы приносили Соловецкой обители огромный доход.
Жители села занимались рыболовством, лесозаготовками. В 1930 году в Вирме был организован рыболовецкий колхоз «Труженик». Водоросли, фукус и ламинарию добывали в Баренцевом и Белом морях.
.
Слайд 7В деревне находится памятник архитектуры, состоящий на государственной охране — Церковь Петра

и Павла, которая была возведена в 1696 году на средства Соловецкой обители.
Слайд 8Церковь Петра и Павла
Петропавловская церковь представляет собой уникальный памятник деревянного зодчества. На

фоне окружающей скудной природы, внешний вид церкви поражает своим замысловатым и нарядным покрытием. Считается, что церковь была построена не ранее чем в 1625 году.
Слайд 9Четверик – это центральное помещение храма, которое увенчано пятиглавым кубом и необычным

покрытием в виде пологого шатра с кривыми гранями, а на вершине его находится центральная глава. С восточной части к четверику церкви примыкает пятистенный алтарь, который перекрыт бочкой; с запада располагаются сени и трапезная.
Как и большинство памятников деревянного зодчества Карелии, церковь Петра и Павла в ходе эксплуатации подвергалась реконструкции и ремонту, поэтому дошла до современного времени не в первоначальном виде. Переделки осуществлялись согласно новым тенденциям в строительно-архитектурной сфере, а также отражали изменения церковных канонов.
Слайд 10Предания
Старинное поморское село хранит и свои преданья древности, которые передаются из поколения

в поколение. События происходили в XVI веке, когда шведы совершали разорительные походы в Поморье. Огромная сила обрушилась тогда на беломорские поселения. Так, архимандрит Соловецкого монастыря Досифей писал: "Разорены и пожжены как государственные, так и монастырские волости до Сумского острога; соляные варницы, хлебные магазины, рыбные ловли, лошади и весь скот истреблены; многие крестьяне отведены в плен, а храмы Божии были ограблены и сожжены до основания…"3
Согласно преданью, после разорения одной из церквей, шведы решили отдохнуть и добычу поделить. Устроились на поле, но неожиданно на небе появилась черная туча, а из нее прямо на иноземцев скала выпала. Как говорят виремские старожилы, скала накрыла всех, только одна нога в сапоге торчать осталась, да и та закаменела. С тех пор эту скалу прозвали "Немецкая Щелья".