Слайд 2Анто́ниу де Оливе́йра Салаза́р или Анто́ниу ди (28 апреля 1889, Вимиейру —
27 июля 1970, Лиссабон) —
португальский государственный деятель,
премьер-министр Португалии в течение 36 лет (1932—1968), главный «архитектор»,
идеолог и лидер «Нового государства».
Слайд 3• Фактически управлял Португалией с 1932 по 1968 год.
• Исполнял обязанности президента Португалии
с 18 апреля по 21 июля 1951 года.
• Трижды занимал пост министра обороны Португалии (1932, 1936—1944, 1961—1962), дважды — министра финансов (1926, 1928—1940), министра колоний (1932), флота (1936, 1939) и министра иностранных дел (1936—1944).
Слайд 4Первый этап становления режима:
Президент Кармон дал в 1928 году Салазару пост
министра финансов, наделив его практически диктаторскими полномочиями.
Сбалансирование своего бюджета и решение этой проблемы всего за несколько лет, повышение рождаемости в стране и дав людям работу – повысило престиж фашизма.
Слайд 5Первая идея - сбалансированность и бездефицитность бюджета.
Вторая - рост производительности труда
должен опережать рост заработной платы. Если производительность труда не растет - надо снижать заработную плату, иначе производство рухнет окончательно.
Слайд 6Второй этап становления режима:
В 1932 году президент Кармон назначил Салазара премьер-министром,
фактически предоставив ему всю полноту власти в государстве. С этого момента, Салазар принялся осуществлять не только экономические, но и социально-политические преобразования.
Слайд 7Установление в Португалии аппарата личной диктатуры, в которой он видел единственное спасение
для португальского общества, верное средство ликвидации угрозы национальной безопасности. Жесткий контроль государства над политической системой общества, умелое использование военной силы и карающей мощи государства — вот единственное, что в тех условиях могло остановить процесс «восстания масс» (рождения массового общества).
Слайд 8Выводы.
Во-первых, Салазару для прихода к власти не пришлось прибегать ни к мятежу,
ни к иностранной помощи. Не опирался он, как фашистские режимы, и на массовое движение. Установление его режима произошло без классовых битв. Салазар был призван возглавить страну её правящими кругами, и пользовался, как это ни странно, поддержкой широких слоёв населения. Из всех корпоративных режимов Европы португальский был наиболее национально и исторически укоренённый, "почвенный".
Во-вторых, Салазар принципиально не вступал в прямые связи ни с Муссолини (хотя и держал в своём кабинете портрет дуче), ни тем более с Гитлером, которого он считал плебеем и выскочкой, а нацистский режим - охлократией, то есть властью толпы, черни. Даже с Франко, главой соседнего государства - Испании он встречался всего три раза.
В-третьих, в Португалии не было смертной казни, и режим Салазара, применявший силу для подавления своих противников, всё же был менее кровавым, чем в какой-либо другой стране Европы с диктаторским режимом. Салазару удалось до некоторой степени соединить диктатуру с европейскими понятиями о правах человека.
Слайд 9В-четвёртых, Салазар был сторонником элитарного подхода, и его "новое государство" в большей
мере служило интересам "верхов". Однако, не декларируя заботы о трудящихся как о своём долге, он всё же добился известных успехов как в деле развития экономики страны, так и в повышении уровня жизни и подъёме культуры "низов".
В-пятых, Салазар открыто объявил своё "Новое государство" "корпоративным государством". И даже после второй мировой войны, когда в сознании международной общественности корпоративизм оказался тесно связанным с фашизмом, Салазар не только не отказался от этого определения, но и гордился им. Он даже высказывал убеждение в том, что со временем вся Западная Европа пойдёт по пути построения корпоративных государств. А воцарившуюся там парламентскую демократию он открыто называл "декадансом", упадком.
В-шестых, если Гитлер презирал христианство, Муссолини в начале политической карьеры боролся с религией, а затем заключил соглашение с Ватиканом, Франко был просто верующим католиком, то режим Салазара основывался на ценностях католицизма и опирался на церковь не в меньшей степени, чем на армию.