Презентация на тему Король и его долг

Содержание

Слайд 2

«Король Божьей милостью».

В средние века о власти королей — земных владык

«Король Божьей милостью». В средние века о власти королей — земных владык
— спорили много и ожесточенно. Учение о «двух мечах» церковь (в лице папства), императоры и монархи понимали по-разному. Рассказывают, как во время переговоров императора Фридриха I Барбароссы с папскими посланниками один из сторонников «Рыжебородого» схватился за меч и едва не убил разозлившего его епископа. Тот имел неосторожность разгневаться: «От кого же император получает власть, если не от папы?»

Согласия не было и не могло быть. Но подавляющее большинство людей в средние века жили с искренним убеждением в том, что король не обычный человек. По воле и милости Бога ему вручена власть над подданными.
Средневековый правитель в глазах народа всегда «король Божьей милостью», даже если он плох и слаб.

Слайд 3

Коронация.

Обряд коронации в полной мере соответствовал этим представлениям. Он опирался на

Коронация. Обряд коронации в полной мере соответствовал этим представлениям. Он опирался на
Священное Писание и древние традиции, связанные с приведением к власти римских императоров и германских королей.
Центральным моментом церемонии был обряд помазания на царство. Миропомазание — одно из христианских таинств — совершалось при возведении в духовный сан. Считалось, что посредством миропомазания человек наделяется Божественной благодатью. Из мирян только короли удостаивались такой чести.

Во Франции, считавшей королевские династии от Меровингов, традиция этого обряда восходит к истории крещения Хлодвига. Вспомните легенду о том, как в церковь, где крестили косматого короля, влетел голубок, знак Святого Духа, держа в клюве склянку с елеем. Легенда придавала коронации королей-Капетингов удивительно романтический характер.

Слайд 4

Елей хранился в специальном сосуде в соборе города Реймса. Именно здесь исстари

Елей хранился в специальном сосуде в соборе города Реймса. Именно здесь исстари
проводили коронацию французских королей. Аббат торжественно вносил чашу со священным маслом и с молитвами, под звуки возвышенных песнопений наносил его на лоб, шею, грудь, спину, плечи, руки короля.

Коронация не ограничивалась помазанием на царство. Она складывалась из действий, каждому из которых придавалось чрезвычайно важное значение. Король произносил клятву, обещая любить и защищать церковь, оберегать мир, быть милосердным и справедливым. Ему вручали знаки королевского достоинства: меч, кольцо, скипетр (посох) и державу (золотой шар с крестом наверху).

Слайд 5

Наконец, голову короля увенчивала корона.
У каждой королевской династии были свои предания,

Наконец, голову короля увенчивала корона. У каждой королевской династии были свои предания,
объяснявшие происхождение и значение этого важнейшего признака их власти.
Корона императоров Священной Римской империи, например, была сделана таким образом, чтобы напоминать о жизни вечной, о небесах, о Царстве Божьем.
Этой идее подчинялось все: восемь золотых пластинок, соединенные в круг, на вершине в виде креста, изображения Христа, библейских царей и пророков, редчайший белый опал, поражавший своими размерами и красотой.

Слайд 6

Короли-целители.

Народная вера хотела явных доказательств священного характера королевской власти.
Так возникло убеждение

Короли-целители. Народная вера хотела явных доказательств священного характера королевской власти. Так возникло
в том, что король может излечивать многие болезни, прежде всего золотуху.
Прикосновение к одеждам или руке короля, считали в народе, избавляет от страданий.
Потом появился и особый обряд исцеления золотушных.
Его отголоски сохранились во Франции до середины XIX в.
Король касался своими руками болячек несчастного, крестил его, молился или произносил известные ему одному слова.

После этого омывал руки в сосуде с водой. Вода также обретала целительные свойства. Считалось, что теми же качествами обладали и деньги, которые король раздавал собравшимся поглазеть на чудо исцеления беднякам.
Власть королей, согласно средневековым представлениям, была от Бога и потому имела священный характер.

Слайд 7

Обязанности короля.

«Королевские зерцала» — популярный в средние века литературный жанр. В «Зерцалах»

Обязанности короля. «Королевские зерцала» — популярный в средние века литературный жанр. В
(т. е. «зеркалах») говорилось об обязанностях вознесенного Богом над людьми монарха перед подданными. Поучения для своих сыновей писали и сами короли, стараясь передать им многотрудный опыт управления страной.
Первый долг короля — защита церкви, духовенства, христианской веры. Любовь к Богу должна жить в сердце твоем, учительствует Людовик IX, обращаясь к наследнику престола.

Услышав непочтительные по отношению к церкви слова, нельзя молчать и оставаться в бездействии. Немедленное и строгое наказание потерявшего совесть болтуна — вот лучшее, что может сделать достойный Божественной милости правитель.
Король обязан хранить мир среди подданных. Он не будет начинать войну по первому порыву, под влияни­ем обиды или из-за нелепого случая. Если уж распря началась, нужно как можно скорее добиться примирения, не давая разгореться большому пожару. Огонь спалит всех, правых и виноватых.

Слайд 8

Что делать с королями-тиранами?

Тиранами считали в первую очередь тех правителей, кто силой

Что делать с королями-тиранами? Тиранами считали в первую очередь тех правителей, кто
захватил не принадлежавшую им власть. С ними можно поступать, как с обыкновенными предателями, считали в средние века.
Сложнее решался вопрос о судьбе тирана, имевшего законные права на престол. Он стал тираном по собственному злому умыслу, нарушив все Божественные и человеческие установления. Тиран преследует и убивает знатных людей, боясь, что они выступят против его преступлений.

Он уничтожает людей, способных раскрыть его гнусные замыслы, строит козни против церкви. Тиран отнимает имущество, сеет раздоры, угнетает слабых. Он закрывает университеты, губит науку, изгоняет ученых.
Что делать с ним? Ответы давали разные. Одни просто осуждали, другие доказывали, что подданные имеют право на борьбу с тиранией правителей. Простым людям было очень трудно примириться с мыслью, что помазанника Божьего могут карать подданные, обязанные повиноваться любой власти.

Слайд 9

Они верили, что Бог рано или поздно воздаст каждому по заслугам и

Они верили, что Бог рано или поздно воздаст каждому по заслугам и
сам накажет нечестивого тирана. Справедливый король одновременно грозен и добросердечен, непримирим и милосерден. Он не нарушает законов и древних обычаев. Его слуги и советники знают об всем, что происходит в стране и не боятся сообщать монарху всю правду. Он не позволяет транжирить деньги, обременять людей налогами и поборами.

Конечно, это требования к образцовому королю. Реальные монархи были живыми людьми, часто горделивыми, властолюбивыми, грубыми, жестокими.
О судьбе королей-тиранов итальянский поэт Данте писал так:

Слайд 10

Вдоль берега, над алым кипятком,
Вожатый нас повел без прекословии.
Был страшен

Вдоль берега, над алым кипятком, Вожатый нас повел без прекословии. Был страшен
крик варившихся живьем.
Я видел погрузившихся по брови.
Кентавр сказал: «Здесь не один тиран,
Который жаждал золота и крови:
Все, кто насильем осквернил свой сан».
Имя файла: Презентация-на-тему-Король-и-его-долг-.pptx
Количество просмотров: 292
Количество скачиваний: 0