Протестантизм. Идейные истоки и предыстория Реформации

Содержание

Слайд 2

Протестантизм, или протестантство (от лат. protestatio, onis f [protestor] — торжественное заявление, возражение, несогласие) — одно из

Протестантизм, или протестантство (от лат. protestatio, onis f [protestor] — торжественное заявление,
главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. В XVI веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Римско-католической церкви. Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты – это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Слайд 3

Идейные истоки и предыстория Реформации. В обобщенном виде можно разделить предпосылки Реформации

Идейные истоки и предыстория Реформации. В обобщенном виде можно разделить предпосылки Реформации
на внутренние, в которых отразились изменения в религиозном сознания самого католичества и внешние, в которых проявилось влияние исторического и общественного развития Западной Европы. С одной стороны, пороки и заблуждения Римской Церкви вызывали вполне законную критику "реформаторов до Реформации." С другой стороны, очевидность этих пороков и заблуждений все более обостряла ощущение необходимости обновления церковной жизни.

Слайд 4

Богословских предпосылки Реформации, проявляли себя в спорах предшествующих столетий:
евхаристический спор IХ-ХI

Богословских предпосылки Реформации, проявляли себя в спорах предшествующих столетий: евхаристический спор IХ-ХI
вв.;
учение о предопределении;
sola Scriptura ("только Писание");
учении вальденсов только о двух таинствах: крещении и Евхаристии, отрицание почитания Богородицы, святых и икон;
критика папского абсолютизма;
религиозный рационализм.

Слайд 5

Развитию Реформации способствовал также целый ряд могущественных исторических факторов:
распад средневекового мироустройства;
идея национального

Развитию Реформации способствовал также целый ряд могущественных исторических факторов: распад средневекового мироустройства;
государства;
становление основных национальных культур;
стремление к самостоятельности национальных Церквей.
В Реформации государство видело удобную возможность закрепить за собой возможность вмешиваться в дела Церкви и распоряжаться ее несметными богатствами.

Слайд 6

«Реформаторы до Реформации»
Джон Уиклиф (1320 — 1384), английский богослов, перевел

«Реформаторы до Реформации» Джон Уиклиф (1320 — 1384), английский богослов, перевел Библию
Библию на английский язык. Ему принадлежат учения о предопределении, обоснование принципа «sola Scriptura», учение о пресуществлении Св. Даров (соприсутствие Тела и Крови Христовых в Св. Дарах). Одновременно с критикой церковной иерархии он значительно расширял церковные права светской власти. Учение Дж. Уиклифа было осуждено в 1382 г.

Ян Гус (1369 — 1415) чешский священник, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Он считал индульгенции поруганием евангельской благодати и яростно восставал против церковной собственности. Требовал восстановления причащения под двумя видами как принято было в Православии. Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви:

Слайд 7

Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности.
Власть, нарушающая заповеди Бога, не может

Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Власть, нарушающая заповеди
быть Им признана.
Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Гус был осужден на Констанцском соборе и предан сожжению. По выражению Эразма Роттердамского, он был сожжен, но не побежден.

Слайд 8

Джироламо Савонарола (1452-1498) - религиозный и политический реформатор во Флоренции (Италия). Его

Джироламо Савонарола (1452-1498) - религиозный и политический реформатор во Флоренции (Италия). Его
настоятельный призыв шел по двум направлениям: он звал к нравственному очищению и требовал признать права народа, прекратив его эксплуатацию. Но прежде всего Савонарола жаждал реформации церкви: он беспощадно бичевал пороки

духовенства, справедливо считая, что они как раз и есть причина нравственного упадка церкви. Видя окружавшее его падение нравов, веры, церкви, он считал долгом призывать людей к преобразованиям, к обновлению, к покаянию, грозя, в противном случае, гибелью. В 1498 г Савонарола выступил с громовой проповедью против папы и его предполагаемой непогрешимости.

Слайд 9

В своих последних проповедях он высказал мысль о созвании собора, на котором

В своих последних проповедях он высказал мысль о созвании собора, на котором
следовало бы избрать реформаторов для возрождения церкви. Несмотря на все эти пытки, на все надругания, у Савонаролы хватило сил написать в тюрьме три статьи: "На Тебя, Господи, уповаем", "Размышление о Miserere" и "Указание к христианской жизни". Несмотря на осуждение и смерть от рук инквизиции, впоследствии И.Савонарола был оправдан Римо-католической Церковью.
Имя файла: Протестантизм.-Идейные-истоки-и-предыстория-Реформации.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0