Публицистика английской буржуазной революции XVII в

Содержание

Слайд 2

Введение

Английская буржуазная революция была одной из первых. Она развивалась довольно долго,

Введение Английская буржуазная революция была одной из первых. Она развивалась довольно долго,
охватив середину 17 столетия. Самые бурные и яркие события относятся к 40-м годам. В этот же период активно развивалась английская журналистика, представленная главным образом памфлетной публицистикой. Периодические издания – газеты, журналы – были ещё слишком слабо развиты и тяготели к коммерческому и информационно-рекламному стилю. Политическая же дискуссия велась с помощью памфлетов, которые с полным правом могут быть представлены в качестве основной формы журналистского творчества эпохи английской буржуазной революции.

Слайд 3

Основная характеристика английский буржуазной революции

Английская революция (1642-1660) вызвала всплеск общественной мысли и

Основная характеристика английский буржуазной революции Английская революция (1642-1660) вызвала всплеск общественной мысли
стала важной вехой в развитии английской печати, которая в короткий срок выросла как количественно, так и качественно. В революционную эпоху спрос на новости резко возрастает, да и важных новостей становиться намного больше. Дополнительным стимулом прогресса английской журналистики стало фактическое уничтожение цензуры. Правда, Долгий парламент попытался вновь ввести ее в 1643 году, но эти постановления было невозможно принять в полном объеме вплоть до установления диктатуры Кромвеля в 1653 году.
Дореволюционные газеты были чисто коммерческими предприятиями, имевшими главную цель – извлечение прибыли. С началом революции печать становиться активной участницей политической борьбы. Коммерция, не утрачивая своего важного значения, отходит, однако, на второй план по сравнению с другой задачей – политической агитацией.
Английская буржуазная революция безусловно ускорила процесс создания периодической печати. В 17 – 18 столетиях получила широкое распространение теория естественного права и общественного договора. Она стала основой теоретической базы первых буржуазных революций. Английскую и французскую революции разделяет более столетия. За это время теория естественного права и договорного государства претерпела некоторые изменения. В 1642 году она трактовалась несколько иначе, чем в 1789 году, однако основы её остались неизменными. Эта теория была вызвана к жизни конкретной потребностью объяснения социальных отношений, сложившихся в человеческом обществе до описываемого времени и необходимостью их коренной ломки, так как старое государство не устраивало новые классы.

Слайд 4

Зарождение памфлетной публицистики

Английская буржуазная революция была одной из первых. Она развивалась довольно

Зарождение памфлетной публицистики Английская буржуазная революция была одной из первых. Она развивалась
долго, охватив середину 17 столетия. Самые бурные и яркие события относятся к 40-м годам. В этот же период активно развивалась английская журналистика, представленная главным образом памфлетной публицистикой. Периодические издания – газеты, журналы – были ещё слишком слабо развиты и тяготели к коммерческому и информационно-рекламному стилю.
Сложность политической ситуации в стране и жесткая политическая борьба между представителями различных слоев населения нашли свое отражение в публицистике того времени. Печать активно использовалась как эффективное оружие в политической борьбе и борьбе за власть. Поскольку периодическая пресса в середине XVII в. была развита слабо, то основной формой печатной продукции того времени стали памфлеты. Именно на страницах памфлетов обсуждались актуальные для того времени вопросы. Острая политическая борьба, которая велась в парламенте между сторонниками короля и представителями оппозиции, также отразилась на страницах памфлетной продукции. Памфлеты в большом количестве распространялись по всей стране. Период с января по август 1642 г. назывался «памфлетной войной» между королем и парламентом.

Слайд 5

Представители памфлетной журналистики

Самые яркие, блестящие представители английской памфлетной журналистики были среди противников

Представители памфлетной журналистики Самые яркие, блестящие представители английской памфлетной журналистики были среди
монархии. Их творчество оказало сильное влияние на развитие взглядов лидеров буржуазных революций в других странах, в частности В США, и во Франции. Самые яркие среди них – Д. Мильтон, Д. Лильберн, Джерард Уинстенли.

Слайд 6

Джон Мильтон

Джон Мильтон – поэт, общественный деятель, известный публицист, живший в Англии

Джон Мильтон Джон Мильтон – поэт, общественный деятель, известный публицист, живший в
в период становления буржуазного общества. Мильтон оказался в гуще революции с самого её начала. Политические памфлеты выдвинули его в число первых идеологов революции. Революционность Мильтона была буржуазно-ограниченной, но он не преследовал те экономические цели, которые ставила перед собой английская буржуазия. Его скорее интересовала идейная сторона. Как и многие другие деятели буржуазных революций, Мильтон был выразителем «страстей и иллюзий» участников этих событий. Важнейшим вкладом в развитие общественной мысли того времени были трактаты и памфлеты Мильтона. Он начинал с критики клерикализма, деспотии католической церкви, а затем перешел к пропаганде идей народовластия. Трактат Мильтона «Права и обязанности короля и правителей» послужил прямым обоснованием приговора суда и казни Карла 1. В этом трактате (1649) он формулирует основные положения своей теории народовластия. Эволюция политических взглядов Мильтона была следующей: В 40-х годах в анти епископальных трактатах он писал о необходимости ограничения монархии, а в 1649 году в памфлетах «Права и обязанности короля и правителей» и «Иконоборец» уже утверждал законность народовластия. После выступления Мильтона в суде в качестве обвинителя английского монарха и казни короля сторонники последнего издали и распространили памфлет «Икона короля», где Карл был представлен как святой мученик. «Иконоборец» был ответом монархистам.
Дальнейшее его творчество свидетельствует о том, что он оставался республиканцем до конца, и сохранил эти убеждения и после реставрации монархии в Англии. Таковы его позиции в «Защите английского народа» (1650 г.), «Второй защите английского народа» (1654 г.), «Быстром и легком пути установления республики» (1660 г.).
Памфлеты Джона Мильтона являются образцом политической публицистики, одухотворенной высокими целями. Они написаны ярко, образно, остроумно.

Слайд 7

Джон Лильберн

Джон Лильберн был выразителем взглядов демократических сил английской буржуазной революции, лидер

Джон Лильберн Джон Лильберн был выразителем взглядов демократических сил английской буржуазной революции,
левого крыла партии индепендентов (Индепенденты — приверженцы одного из течений протестантизма в Англии и ряде других стран).
Лильберн – страстный борец и противник неограниченной монархии, сторонник парламента. Он, как и Мильтон, считал, что источником власти является народ, а парламент всего лишь его слуга. Особенно большой популярностью пользовались памфлеты Лильберна «Защита прирожденного права Англии, направленная против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого другого» (1645г.), «Новые цепи Англии» (1649 г.) и «Соглашение свободного народа Англии» (1649 г.).
Творчество Лильберна оказало серьезное влияние на мировоззрение такого деятеля Великой французской революции, как Мирабо.
* Мирабо, Оноре Габриель Рикети, граф де Мирабо — деятель Великой Французской революции, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции, масон. Сын известного французского экономиста и философа — Виктора Рикети де Мирабо. Брат Андре де Мирабо.

Слайд 8

Джерард Уинстенли

Джерард Уинстенли гораздо дальше в критике власти пошел третий английский публицист

Джерард Уинстенли Джерард Уинстенли гораздо дальше в критике власти пошел третий английский
этого периода. Он опровергал правомочность не только власти монарха, но и власти лордов и землевладельцев, что сближало его с Руссо. Он был социалистом-утопистом и требовал не только политического равенства, но и экономического. Его взгляды на собственность очень близки взглядам Сен-Симона, Мора, Фурье, их можно квалифицировать как утопический коммунизм. Уинстенли писал, что земля сотворена для того, чтобы быть общей сокровищницей, она должна принадлежать всем «как зверям, так и людям», ибо создана «как общий фонд для всех».
* Анри́ Сен-Симо́н — французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского жителя к своим современникам», «Катехизис индустриалов», «Новое христианство».
* Сэр То́мас Мор — английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой показал своё понимание наилучшей системы общественного устройства на примере вымышленного островного государства.
* Барон Жан-Бати́ст Жозе́ф Фурье́ — французский математик и физик. Член Парижской академии наук, Французской академии, иностранный член Лондонского королевского общества, иностранный почётный член Петербургской академии наук.

Слайд 9

Заключение

Итогом первого периода развития английской журналистики стал разрыв между предложением новостей и

Заключение Итогом первого периода развития английской журналистики стал разрыв между предложением новостей
спросом на них. Это ненормальное положение объяснялось прежде всего политикой правительства, сковавшего печать цепями цензуры. Жаркие споры вели между собой английские публицисты этого периода по поводу проблемы свободы вообще и свободы печати в особенности.
Памфлетная публицистика стала мощнейшим оружием во время английской революции, во многом предопределившем исход революции, и несмотря на то, что журналистика не была тогда столь мощной как сейчас её роль в революции трудно переоценить.
Имя файла: Публицистика-английской-буржуазной-революции-XVII-в.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0