Содержание
- 2. В первые века новой эры только зарождавшиеся христианские общины подвергались жестоким гонениям со стороны римского государства.
- 3. Даты начала Средних веков для историков и для историков искусства не совпадают. Историки считают, что Средневековье
- 4. По традиции первые христиане проводили службы на могилах святых, полагая, что святые останки наполняют их благодатью.
- 5. Второй период раннего христианства — примерно с 350 до 600 г. — время от окончательного утверждения
- 6. Искусство катакомб «Катакомбный» период раннего христианства — время его нелегального существования, когда периоды гонений сменялись периодами
- 7. Долгое время принято было считать, что первые христианские изображения относятся к середине I в н.э., т.е.
- 8. Самым популярным местом захоронений в Древнем Риме была Аппиева дорога, вдоль которой располагались многочисленные гробницы.
- 9. Кладбище св. Себастьяна на этой дороге издавна называли «Катакумб». Отсюда и подземные захоронения первых христиан получили
- 10. Очень быстро катакомбы превратились в систему запутанных галерей с небольшими помещениями для собраний и нишами в
- 11. 1. Световая шахта; 2. Верхние коридоры; 3. Ниши для захоронений; 4. Галереи.
- 12. Освещались катакомбы с помощью факелов, либо через световые окна в потолке пещеры.
- 13. С тех пор христианская церковь почитает свет, льющийся из под купола, божественным.
- 14. А помещение храма символизирует пещеру, где был погребен Христос и откуда он воскрес.
- 15. Поскольку росписи на евангельские сюжеты даже в катакомбах помещать было опасно, то постепенно выработалась система иносказаний
- 16. Языческая живопись Рима была, прежде всего, украшением — пола или стены виллы, частного дома — эту
- 17. Рыба (Ихтис) Самым простым и распространенным знаком, по которому христианин мог опознать единоверца, был знак «рыба»,
- 19. Агнец «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», – так говорит об Иисусе в
- 20. Христа чаще всего изображали в виде доброго пастыря с ягненком на плечах. Христиане принесли в катакомбы
- 21. Искусство христианских катакомб ставит перед собой новую, неизвестную античности задачу — выбора из огромного круга новых
- 22. Встречаются изображения Христа в виде солнечного божества.
- 23. Однако их роднит с шедеврами римской живописи общность манеры — легкость очерка, неистребимая память о законах
- 24. Душу умершего символизировало изображение голубя. Не случайно оно часто встречается рядом с изображением сердца, погребальной урны,
- 25. Каждая сцена представлена «стенографически» — с минимальным количеством персонажей и подробностей. Катакомбная фреска не пересказывает событие,
- 26. Вскоре появилось и иное изображение души усопшего – женщина в молитвенной позе с воздетыми руками.
- 27. Хрисмон (хризма) Этот знак известен многим христианам и сейчас – это греческая монограмма из первых букв
- 28. Позднее эта поза стала одной из канонических в изображении Богоматери. Ее называют Оранта – молящаяся.
- 29. Якорь Поскольку крест ранние христиане рисовать не могли, то его заменил якорь, как символ надежды и
- 30. Катакомбы были действующими кладбищами до V в., однако продолжали почитаться как место погребения первохристианских святых вплоть
- 31. Пеликан, петух По древней легенде, пеликан – это птица, которая не боится яда змеи, и разрывая
- 32. Для обозначения Христа выработали и специальную монограмму, которая часто повторялась на изображениях, предметах быта и просто
- 33. Лилия и виноградная лоза Именно лилию держал в руках ангел, который явился Деве Марии, чтобы сообщить
- 34. Древнегреческий герой Персей стал символом героя вообще. В виде Персея изображались и Константин Великий и Святой
- 35. Треугольник и голубь Голубь был символом Святого Духа, появившегося во время крещения Христа в Иордане, а
- 36. В изображениях катакомб часто подчеркивалась победа духа над плотью. Поэтому рисунок старались выполнять максимально уплощенным, выделяли
- 38. Скачать презентацию