Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI – начале XVII в.

Содержание

Слайд 2

Развитие культуры Беларуси в середине XVI – начале XVII в. происходило в

Развитие культуры Беларуси в середине XVI – начале XVII в. происходило в
условиях расширения влияния европейского Возрождения, связанного с подъемом светской науки и искусства, распространения гуманизма и становления национального языка, литературы и самосознания
у европейских народов.
В ВКЛ в этот период только зарождалась светская литература. Философская и общественная мысль еще окончательно не отделилась от церкви и ориентировалась на Библию. Тем не менее культура белорусских земель удачно вписалась в европейскую культуру того времени.

Слайд 3

2. Развитие книгопечатания и литературы в ВКЛ было связано с реформационным

2. Развитие книгопечатания и литературы в ВКЛ было связано с реформационным движением
движением и возникновением реформационных типографий. Первая на современной территории Беларуси типография действовала в 1550-1570 гг.
в Бресте при поддержке магната, мецената Николая Радзивила Черного. Это типография выпустила более 40 изданий на польском и латинском языках.

Слайд 4

Последователем Ф.Скорины считают Симона Будного. Он в 1562 г. в основанной

Последователем Ф.Скорины считают Симона Будного. Он в 1562 г. в основанной им
им Несвижской типографии издал первую на территории Беларуси печатную книгу на старобелорусском литературном языке "Катехизис".


Книга «Об оправдании
грешного человека
перед Богом»

Слайд 5

На личные средства издал “Евангелие” на церковнославянском и старобелорусском языках с собственным

На личные средства издал “Евангелие” на церковнославянском и старобелорусском языках с собственным
предисловием. Он выступал против полонизации , развивал идею служения Родине

Вторым из последователей Скарыны был Василий Тяпинский. В своем родовом имении Тяпино (Чашницкий район Витебской области) он перевел и в 1580 г.

Слайд 6

Сначала в Киеве, а затем в Кутеинскои монастыре под Оршей и типографии

Сначала в Киеве, а затем в Кутеинскои монастыре под Оршей и типографии
в Буйничах (под Могилевом) он издал «Псалтырь» и «Букварь».
Он впервые употребил слово «букварь», а его пособие по обучению начальной грамоте называлось «азбука»

Дело Ф.Скорины на территории Белоруси продолжал уроженец Могилева Спиридон Соболь.

Спиридон Соболь

Букварь

Слайд 7

В 1564 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издали

В 1564 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издали книгу
книгу “Апостол”, но из-за преследования духовенства вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1568 г. издали “Евангелие учительное”.

В 1588 г. в Виленской типографии, основанной Петром Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут на старобелорусском языке.

Слайд 8


У 1619 г. в местечке Евье (современная Литва) издаётся грамматика

У 1619 г. в местечке Евье (современная Литва) издаётся грамматика Мелетия Смотрицкого,
Мелетия Смотрицкого, служившая на протяжении
XVII-XVIII вв. учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. Кстати, по ней учился и великий русский ученый Михайло Ломоносов.

Как новый жанр литературы рассматривается историческая хроника, например «Хроника польская, литовская, жемайтская и всея Руси» Матея Стрыйковского, считающегося основоположником исторической науки на территории Беларуси и Литвы.

Матей Стрыйковский

Слайд 9

книгоиздательская деятельность

С.Будного
"Катехизис"
Несвиж
1562

И.Фёдарав
П.Мсциславец
"Евангелие
учительное "
Заблудов
1569

В.Тяпинский
"Евангелие"
Тяпин
1570

братья
Мамоничи
Статут ВКЛ
Вильнюс
1588

М.Сматрыцки
"Грамматика"
Евье
1619

С.Собаль
"Букварь"
Куцейна
1631

книгоиздательская деятельность С.Будного "Катехизис" Несвиж 1562 И.Фёдарав П.Мсциславец "Евангелие учительное " Заблудов

Слайд 10

начальные школы
при православных братствах
при протестантских сборах
при католических
орденахфранцисканцев,

начальные школы при православных братствах при протестантских сборах при католических орденахфранцисканцев, бернандинцев,

бернандинцев, августинов иезуитские коллегиумы,
которые давали образование почти на университетском уровне.

3. Система образования на территории Беларуси включала

Слайд 11

В 1570 г. иезуитами был основан в Вильнюсе коллегиум, преобразованный в

В 1570 г. иезуитами был основан в Вильнюсе коллегиум, преобразованный в 1579
1579 г. в иезуитскую академию - древнейший учебное заведение в Беларуси с университетским статусом. В академии преподавали ученые мужи со всей Европы.
Ее первым ректором стал инициатор церковной унии Петр Скарга.

Иезуитская система образования, с одной стороны, преследовала цель приобщить молодежь к католичеству, а, с другой стороны, обеспечивала знаниями по естественным и гуманитарным наукам.

Петр Скарга

Коллегиум в Вильнюсе

Слайд 12

система образования

Начальные школы

Иезуитские учебные заведения

школы
при католичеких
орденах

академия

коллегиумы

при
протестантских
сборах

при
православных
братствах

система образования Начальные школы Иезуитские учебные заведения школы при католичеких орденах академия

Слайд 13

имела в Беларуси давние исторические традиции. Местные особенности, сопряженные с готическими и

имела в Беларуси давние исторические традиции. Местные особенности, сопряженные с готическими и
ренессансными чертами, воплощались в величавости и прыгожасци дворцово-замковых построек в Смолянах (Витебская обл.), Герани и Мире (Гродненская обл.)

Монументальная архитектура

Сегодня в отреставри-рованном здании Мирского замка располагается филиал Национального художественного музея.
В 2000 г. по решению ЮНЕСКО он внесен в список Всемирного наследия.

Слайд 14

Привлекал глаз своей неповторимостью и великолепие дворцовый ансамбль Радзивилов в Несвиже

Привлекал глаз своей неповторимостью и великолепие дворцовый ансамбль Радзивилов в Несвиже (Минская
(Минская обл.).
С его дворцом связано представление о "черной даме Несвижского замка" (Барбара Радзивилл), призрак которой якобы бродит по помещениям и подземельях.

Несвижский замок

Слайд 15

Замки, возводившиеся ранее как центры обороны, начинают перестраиваться, главным образом, на месте

Замки, возводившиеся ранее как центры обороны, начинают перестраиваться, главным образом, на месте
постоянного жительства магнатов. Им стала свойственна роскошь и пышность оформления.

Такие черты приобретает, например, Гродненский замок, перестроенный при короле Речи Посполитой Стефане Батории.

Слайд 16

В первой половине XVII в. был возведен на месте старого новый

В первой половине XVII в. был возведен на месте старого новый замок
замок и построен костельно-монастырский комплекс в Гольшанах Гродненской области.

История замка вдохновила Владимира Короткевича на написание произведения "Черный замок Ольшанский"

Слайд 17

В церковном строительстве сохранялись черты оборонительного зодчества

Примером стала церковь-крепость
в деревне Мурованка Гродненской

В церковном строительстве сохранялись черты оборонительного зодчества Примером стала церковь-крепость в деревне
обл. Построена в нач. XVI в., Поздняя готика

Слайд 18

При строительстве церквей и костелов постепенно проявляются черты барокко.
Первым таким

При строительстве церквей и костелов постепенно проявляются черты барокко. Первым таким памятником
памятником является костел Божьего Тела в Несвиже. Построен в конце XVI в. по проекту итальянского архитектора Яна Марии Бернардони.

Большую площадь под костелом занимает фамильный склеп князей Радзивиллов. Первое погребение датируется 1616, последнее - 2000 г., когда здесь был похоронен прах князя Радзивилла.

костел Божьего Тела

Слайд 19

Расширение реформационного движения в ВКЛ нашло свое отражение в строительстве кальвинистских сборов

Расширение реформационного движения в ВКЛ нашло свое отражение в строительстве кальвинистских сборов
(церквей).
Первый кальвинистский сбор с типографией был открыт в Бресте около 1553 благодаря усилиям Николая Радзивилла Черного. Обязательным элементом таких строений была башня.

Слайд 20

5. В изобразительном искусстве наблюдаются изменения в иконописи, где образы святых приобретают

5. В изобразительном искусстве наблюдаются изменения в иконописи, где образы святых приобретают
индивидуальные черты,а фоном для этих образов становится орнамент.
Развитие получил мемориальный (сделан в память) портрет жен Януша Радзивилла - Катажины и Марии, изображенный виленским художником Иоганна Шрэтэрам.
На картине - мертвая на момент написания полотна первая жена Катажина, которая немного затмевает другую жену - Марию. Фигуры женщин показан в разных плоскостях.

Слайд 21

Наиболее явственно примером развития театра на землях Беларуси стало распространение кукольного

Наиболее явственно примером развития театра на землях Беларуси стало распространение кукольного театра
театра - вертепа (от польского наименования г. Вифлием, где родился Иисус Христос)

6. Театр. Музыка

Слайд 22

Батлейка представляла собой ящик из досок в виде домика или церкви, внутри

Батлейка представляла собой ящик из досок в виде домика или церкви, внутри
которой показывались (водились по специальным рельсам) куклы-персонажи из дерева или цветной бумаги.

При иезуитских коллегиума возникли школьные театры, где использовались польский, старобелорусский, латинский язык.
Памятником музыкальной культуры является Полоцкая тетрадь - рукописный сборник старинной музыки. Он включает более 60 вокальных инструментальных произведений с выразительными чертами барокко.

Имя файла: Расширение-влияния-Возрождения-в-Беларуси-в-середине-XVI-–-начале-XVII-в..pptx
Количество просмотров: 3270
Количество скачиваний: 55