Развитие искусства на Руси в X-XIII веках

Слайд 2

Эпоха X-XIII века - это время появления и расцвета живописи, иконописи былин,

Эпоха X-XIII века - это время появления и расцвета живописи, иконописи былин,
именно этому периоду принадлежит переход на каменное строительство в архитектуре. Корни данного феномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия в чистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практического опыта.

«Богатыри» М.В. Васнецов

Слайд 3

Софийский собор в Киеве

В византийском искусстве, считавшемся в первом тысячелетии нашей эры

Софийский собор в Киеве В византийском искусстве, считавшемся в первом тысячелетии нашей
самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. 

Слайд 4

Фресковая и мозаичная роспись

Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним

Фресковая и мозаичная роспись Русь приняла крещение от Византии и вместе с
унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.
Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.
 В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма — центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь» .Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).

Фресковая роспись восточного трансепта в
Софийском соборе в Киеве

Слайд 5

Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве относятся к 1112 году (в

Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве относятся к 1112 году (в
настоящее время хра­нятся в верхних помещениях Софийского со­бора). Общая система убранства интерьера собора была, очевидно, близка к софийской, но ха­рактер изображений несколько иной. 
Святой Дмитрий Солунский на мозаике Михайловского Златоверхого монастыря представлен в рост в виде молодого воина с мечом. Великолепие одежд в сочетании с властной позой придает Дмитрию сходство с гордым и энергичным  киевским князем-воином. Он был умерщвлен при императоре Диоклетиане за приверженность к христианству и почитаемый как покровитель воинства и покровитель славян. Дмитрий восседает на троне с мечом, наполовину вынутым из ножен.  На этом троне – знак Всеволода Большое Гнездо. Всем своим обликом Дмитрий Солунский как бы олицетворяет князя-витязя, призванного творить правый суд и оберегать свой народ.

Слайд 6

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век

Слайд 7

Иконопись 

Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из

Иконопись Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной
основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось,  византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли яркое отражение в иконописи. Само слово "икона" в переводе с греческого означало образ, изображение. Наиболее часто обращались к образам Христа, Богоматери, святых, а также изображались события, почитавшиеся священными.

Икона Владимирской Божьей Матери

Имя файла: Развитие-искусства-на-Руси-в-X-XIII-веках.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0