Русская культура 13 – 14 вв

Содержание

Слайд 2

Развитие культуры обусловлено главными моментами, характерными для данной эпохи:

Раздробленность страны;
Ордынское иго;
Страшный урон

Развитие культуры обусловлено главными моментами, характерными для данной эпохи: Раздробленность страны; Ордынское
культурным ценностям и общий упадок культуры;
Возрождение культуры в эпоху национального подъема.

Слайд 3

Фольклор

Складывается былинный цикл

Фольклор Складывается былинный цикл

Слайд 4

Фольклор

До нас дошли многочисленные исторические песни и сказания:
«О разорении Рязани Батыем»
«О Евпатии

Фольклор До нас дошли многочисленные исторические песни и сказания: «О разорении Рязани
Коловрате»
«О Щелкане Дудентьевиче»

Слайд 5

Письменность и литература

В конце XIV - начале XV века были созданы посвященные победе

Письменность и литература В конце XIV - начале XV века были созданы
на Куликовом поле поэтические произведения "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище»

Слайд 6

Литература

Основной жанр – жития святых

Михаил Тверской

Василько Ростовский

Александр Невский

Литература Основной жанр – жития святых Михаил Тверской Василько Ростовский Александр Невский

Слайд 7

Письменность и литература

В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых:

Письменность и литература В XIII-XV веках на Руси было создано много житий
Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского.
Повесть. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии".

Слайд 8

Летописание

Занимает ведущее место в литературе.
Ведется во всех княжеских центрах Руси.

Летописание Занимает ведущее место в литературе. Ведется во всех княжеских центрах Руси.

Слайд 9

Зодчество

В течение 50 лет после Батыева нашествия на Руси не строились

Зодчество В течение 50 лет после Батыева нашествия на Руси не строились
каменные храмы. В конце 13 века они вновь появляются…

Слайд 10

Называли Москву белокаменной…

Называли Москву белокаменной…

Слайд 11

Лицевой летописный свод: «В том же году Князь великий Дмитрий Иоаннович заложил

Лицевой летописный свод: «В том же году Князь великий Дмитрий Иоаннович заложил
град Москву каменный, и начали делать беспрестанно»

В 1366—1368 годах, при великом князеД.Донском деревянные стены Кремля заменяются стенами из белого кирпича (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма).. С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная». Вскоре после постройки белокаменных стен они дважды — в 1368 и 1370 годах — выстояли против осады войск князя Ольгерда;в 1382 году хан Тохтамыш обманным путём проник в Кремль и разорил его, однако крепость быстро была восстановлена. Постепенно плотная деревянная застройка Кремля заменялась каменной, чему способствовали частые пожары.

Слайд 12

Архитектура

Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в резиденцию

Архитектура Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в
великих князей и митрополитов.
Первоначально в Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества.
До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в.

Успенский собор в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.

Слайд 13

Зодчество

На Руси, в Москве возводили каменные храмы.
По приказу Великого князя Иоанна Даниловича

Зодчество На Руси, в Москве возводили каменные храмы. По приказу Великого князя
Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.

Слайд 14

Московский кремль при Иване Калите.
А. Васнецов

В Кремле в XIV веке были

Московский кремль при Иване Калите. А. Васнецов В Кремле в XIV веке были устроены пять монастырей.
устроены пять монастырей.

Слайд 15

Спасо-Преображенский монастырь на бору — самый старый монастырьМосковского кремля был учреждён первым. Монастырь

Спасо-Преображенский монастырь на бору — самый старый монастырьМосковского кремля был учреждён первым.
был мужским, построен в 1300г.
Храм был уничтожен 1 мая 1933 года

Слайд 16

Чудов монастырь
кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского кремля. Основан в 1365

Чудов монастырь кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского кремля. Основан в
году, был разрушен в 1929—1932 годах. Название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия.

В монастыре крестили младенцев царского рода: сыновей и дочь Ивана Грозного, в 1629 году — будущего царя Алексея Михайловича, в 1672-м — Петра 1, в 1818-м — Александра 2. На территории монастыря хоронили монахов, светскую аристократию и известных бояр.

Слайд 17

В 1357 году митрополита Алексия призвал в Золотую Орду хан Джанибек, чтобы

В 1357 году митрополита Алексия призвал в Золотую Орду хан Джанибек, чтобы
вылечить потерявшую зрение ханскую мать. По преданию, митрополиту удалось вернуть ей зрение, а в знак благодарности он получил разрешение построить храм в Кремле

Предполагается, что в период с 1601 по 1602 гг. в монастыре жил Гр.Отрепьев, позднее известный как Лжедмитрий 1

Слайд 18

Архитектура

Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье.
Успенский собор «на Городке» в

Архитектура Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье. Успенский собор «на
Звенигороде построен Юрием Звенигородским в 1396-1397 гг. (по другой версии в 1407 г.).
Подражание владимирским храмам, но меньше, более приземист, беднее декором: нет ни аркатурных поясов, ни барельефов.

Успенский собор «на Городке» в Звенигороде.
Первоначальный вид.
Реконструкция.

Слайд 19

Основываясь на традициях архитектуры домонгольского времени, новгородские зодчие вели поиск новых художественных

Основываясь на традициях архитектуры домонгольского времени, новгородские зодчие вели поиск новых художественных
и строительно-технических решений. Направление этих поисков определилось уже в самой первой постройке, возведенной после значительного перерыва, — в церкви Николы на Липне. Строители перешли к кладке из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов и частично кирпича, что еще более усиливало впечатление мощи. Здесь ясно проявилась характерная особенность новгородского искусства, отмеченная И. Э. Грабарем:
«Идеал новгородца — сила, и его красота — красота силы».
Характерная черта стиля — нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши были заполнены фресковыми росписями.

Слайд 20

Храм Николы на Липне

Церковь Нико́лы на Ли́пне —конца 13 века, памятник новгородского каменного

Храм Николы на Липне Церковь Нико́лы на Ли́пне —конца 13 века, памятник
зодчества. Расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в 9 км к югу от Великого Новгорода.

Слайд 21

По преданию, там в 1113 г. была обретена икона Николая Чудотворца, писаная

По преданию, там в 1113 г. была обретена икона Николая Чудотворца, писаная
на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. Вероятно, в ознаменование этого события, там вскоре после 1113 года был основан монастырь и выстроена деревянная церковь.

Слайд 22

После революции 1917г. храм был закрыт и сильно обветшал. Во время войны

После революции 1917г. храм был закрыт и сильно обветшал. Во время войны
на острове располагался наблюдательный пункт советских войск.
В 1945г. реставраторы провели работу над фресками, а в 1954—56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид.
В настоящее время остров имеет статус охраняемой территории, проживает строгая престарелая смотрительница с семьёй.
10 сентября 2016 года церковь посетил В.Путин.

Церковь из разряда всемирного, культурного наследия ЮНЕСКО»

Слайд 23

Церковь Спаса на Ковалеве.

Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр,

Церковь Спаса на Ковалеве. Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных
купеческих объединений или городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол.
Здания выглядят массивными и монолитными.

Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.
Разрушена во время Великой Отечественной войны.
Восстановлена реставраторами.

Слайд 24

В 1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую каменную церковь

В 1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую каменную церковь
Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.

Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

Слайд 25

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1360 г)

Храм представляет из себя классический памятник

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1360 г) Храм представляет из себя классический
новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Церковь Фёдора Стратилата на серебряной монете достоинством 3 рубля из серии «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО»

Слайд 26

Граффити

На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффитиНа стенах церкви учёные

Граффити На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффитиНа стенах церкви
прочитали большое число средневековых граффити, многие из которых носят шутливый характер.Примеры:
«Не шуметь, ходите тихо»
«Пойду бобром возле реки» (пять раз)
«А се поют на полатях у святого Покрова»
«Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал»

Слайд 27

В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан Троице -

В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан Троице -
Сергиев монастырь. Обитель играла важную роль в истории Русского государства

Слайд 28

Храм Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде

Храм Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде

Слайд 29

Храм был построен жителями Ильинской улицы.Ему предшествовала деревянная церковь, известная с XII

Храм был построен жителями Ильинской улицы.Ему предшествовала деревянная церковь, известная с XII
века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Слайд 30

Мастера иконописи

Феофан Грек (новгородская школа)

Мастера иконописи Феофан Грек (новгородская школа)

Слайд 31

Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах XIV века. Летописи умалчивают

Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах XIV века. Летописи умалчивают
о его деятельности на родине. Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде. Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится.
Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Феофан Грек Богоматерь Донская

Слайд 32

Мастера иконописи

Андрей Рублев (владимирская школа)

Мастера иконописи Андрей Рублев (владимирская школа)

Слайд 33

Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был

Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был
монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год). Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи. В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.

Слайд 34

Андрей Рублёв

Андрей Рублёв
Имя файла: Русская-культура-13-–-14-вв.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0