Слайд 3Русская Правда -
Кодекс законов в Древней Руси, включающий уголовное, административное, имущественное право,
принятый Ярославом Мудрым и отредактированный наследовавшими ему представителями власти. Сохранилась в многочисленных списках, которые традиционно подразделяют на три редакции, имеющие между собой существенные различия. Выделяют Краткую, Пространную и Сокращенную редакцию.
Слайд 4Краткая редакция
Первая кодификация традиционных правовых норм, согласно наиболее распространенной точке зрения,
была проведена Ярославом Владимировичем после утверждения на киевском престоле. По его имени ее принято называть «Правдой Ярослава». В ней устанавливались нормы наказания за достаточно узкий круг уголовных преступлений — убийство, членовредительство, побои, кражу личного имущества. Наказанием в большинстве случаев служил денежный штраф – вира. Право кровной мести, характерное для архаичного общества, ограничивается в источнике кругом ближайших родственников.
Слайд 5Краткая редакция
По инициативе сыновей Ярослава – Изяслава, Святослава и Всеволода во второй
половине XI в. была проведена новая кодификация, в которой отразилось складывание княжеской частной земельной собственности. Большинство статей памятника посвящено защите княжеского имущества и княжеских людей. Отменяется право кровной мести. Впоследствии «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» были объединены в единый судебник, который известен по двум спискам XV века, сохранившимся в составе Новгородской I летописи. Состоит в совокупности из 43 статей.
Слайд 6Пространная редакция
Источниками Пространной Правды стали Правда Ярославичей, домениальный устав, Устав о холопах,
законы Владимира Мономаха, а также обычное право. Пространная редакция отражает складывание боярской земельной собственности и усложнение социальной структуры древнерусского общества (возникновение закупов – новой категории зависимого населения, к которой относили потерявших свободу из-за долга – купы, отраженное в «Уставе о закупах»; повышение статуса верхушки военно-служилого слоя – «княжих мужей», за убийство которых назначается двойная вира в 80 гривен при штрафе в 40 гривен за простого свободного и 5 гривен – за зависимого; усиление ростовщиков в обществе, против которых направлен «Устав о резах» – ссудах – Владимира Мономаха).
Слайд 7Пространная редакция
«Устав» Владимира Мономаха, являющийся составной частью памятника, был принят вскоре после
1113 года, когда произошло народное восстание в Киеве. Новая кодификация законов была нацелена на нормализацию социальной обстановки на Руси: ограничение ростовщичества, регламентацию перехода свободных людей в рабство.
Слайд 8Сокращенная редакция
Известна по двум рукописям XVII века из Кормчей книги особого состава,
большинством ученых не признается в качестве самостоятельного памятника. Время ее создания обычно относят к XIV-XVII векам. Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной Правде, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся напоминают выдержки из Правды. Но помимо других особенностей текста, Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках Пространной Правды.
Слайд 9Штрафы в пользу царя
Княжеские штрафы и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись
в гривнах, кунах, гривнах кун и других денежных единицах.
Слайд 10Судебные доказательства
Вещественные доказательства, внешние признаки. Так, наличие синяков или крови на пострадавшем
было достаточным доказательством того, что его избил тот, кого он обвинял.
Если вещественных доказательств не было, применялись свидетельские показания — свод. Различалось две категории свидетелей — видоки и послухи. Видоки — очевидцы факта. Послухи — лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Под послухами могли пониматься и свидетели доброй славы, которые должны были показать, что ответчик или истец — люди, заслуживающие доверия.
Если не было и свидетелей, для решения тяжбы обращались к Богу. Истец или ответчик подтверждали свои показания особым образом: шли на роту или обращались к Божьему суду — подвергались испытанию водой или железом. В частном праве эти виды доказательств зависели от суммы иска. При наименьшей сумме иска на роте, если сумма больше — испытание водой, при самой высокой сумме — испытание железом. «Идти на роту» означало принести присягу, то есть совершить целование креста или иконы и произнести свои показания. Считалось, что, совершив такую присягу, человек не может лгать, иначе будет обречён на вечные муки в загробной жизни. Если человек выносил испытание водой или железом, считалось, что он делает это с Божьей помощью и его показания верны.