Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

Содержание

Слайд 2

Тема урока:

«Церковная реформа. Положение традиционных конфессий»

История России , 8 класс

Тема урока: «Церковная реформа. Положение традиционных конфессий» История России , 8 класс

Слайд 3

Домашнее задание:

Параграф 8
Вопросы и задания на стр. 56
Рубрика «Думаем, сравниваем,

Домашнее задание: Параграф 8 Вопросы и задания на стр. 56 Рубрика «Думаем,
размышляем». (стр.57 ).
Задание № 2,3

Слайд 4

План:
Пётр I и церковь.
Упразднение патриаршества.
Феофан Прокопович.
Старообрядцы и другие конфессии.

План: Пётр I и церковь. Упразднение патриаршества. Феофан Прокопович. Старообрядцы и другие конфессии.

Слайд 5

Проблемный вопрос ! (стр.53)
С помощью каких мер Пётр I стремился поставить

Проблемный вопрос ! (стр.53) С помощью каких мер Пётр I стремился поставить
церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

Слайд 6

Петр и церковь.

Петр и церковь.

Слайд 7

К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться на

К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться на
благо Отечества, которое отождествлялось с государством.
Дворяне- служат
Крестьяне и горожане- платят подати
Духовенство- воспитывает паству

Актуализация

Слайд 8

Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам

Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам
любил петь на клиросе. Но к церкви он подходил с рациональной позиции «общей пользы» — в том смысле, что все подданные (и он сам в том числе) должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне обязаны были служить, крестьяне и горожане — платить подати, а духовенство — воспитывать паству. Но раз церковь обязана была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства.

Местоблюститель патриаршего
престола Стефан Яворский

Петр и церковь

Слайд 9

Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира

Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира
монахов считал бездельниками, отлынивающими от служения государству. Раздражало Петра и то, что духовенство осуждало приглашение в Россию иностранцев и введение новшеств — «немецкой» одежды, курения табака и других иноземных обычаев.

Петр и церковь

Слайд 10

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом,

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя
о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви -Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей
Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Патриарх Адриан

Петр и церковь

Слайд 11

Причины наступления государства на церковь

Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов церкви

Патриарх

Причины наступления государства на церковь Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов
всея Руси в глазах народа был вторым государем

Оппозиционное настроение части духовенства реформам Петра I

Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности - подчинением духовной власти светской

Слайд 12

Церковная реформа

В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I запретил

Церковная реформа В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I запретил
проводить выборы нового патриарха
Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский
Управление делами церкви передано Святейшему Синоду
Действия Синода контролировал назначаемый царем гражданский чиновник – обер-прокурор
1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины.
Церковь содержала школы и богадельни
Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители.

Петр и церковь

Слайд 13

Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века)

Стефан Яворский – местоблюститель с 1700

Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века) Стефан Яворский – местоблюститель с
г.

1700 год – запрет проводить новые выборы патриарха

1721 год – упразднение патриаршества

Создание Святейшего Синода, контролируемого обер-прокурором, как «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде»

Петр и церковь

Слайд 14

Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для

Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для
снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.

Петр и церковь

Слайд 15

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей

Цели и задачи Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества,
секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансов и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Петр и церковь

Слайд 16

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и
церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Петр и церковь

Слайд 17

В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами

В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами
— Святейший Синод. Это было закономерным шагом. После смерти Патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Теперь Синод, по существу, стал Духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначавшиеся царем. Церковь была окончательно подчинена государству.

Петр и церковь

Слайд 18

Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?

Задание

Какие изменения в положении церкви произошли при Петре? Задание

Слайд 19

2. Упразднение патриаршества.

2. Упразднение патриаршества.

Слайд 20

1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве.
Патриаршество упразднялось.

1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве. Патриаршество упразднялось.
Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода.
Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви

Упразднение патриаршества

Слайд 21

Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг;
Боролся с ересями и расколом;
Ведал

Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг; Боролся с ересями и
церковными школами;
Судил духовенство и мирян по делам, подлежащим церковному праву;
Надзирал за «иностранными исповеданиями»;
Избирал архиереев по указанию императора.

СИНОД

Упразднение патриаршества

Слайд 22

Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство на

Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство на государственное
государственное содержание не хватило средств.
Священники:
вели метрические книги (записи о рождении, браках, смертях)
Выявляли в своём приходе беглых.
Доносили о государственных преступлениях(покушение на жизнь и здоровье государя, измена и «бунт»)

Упразднение патриаршества

Слайд 23

Указы Сената и Синода 1722 года
ТРЕБОВАЛИ,
чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и

Указы Сената и Синода 1722 года ТРЕБОВАЛИ, чтобы все прихожане регулярно посещали
исповедовались

Упразднение патриаршества

Слайд 24

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей
новое наименование Святейшего правительствующего Синода.
11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Духовный регламент

Упразднение патриаршества

Слайд 25

Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и

Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и
голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра.
Обер-прокурор подлежал суду только государя.
Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I.

Иван Васильевич Болтин- первый обер-прокурор Синода

Упразднение патриаршества

Слайд 26

3. Феофан Прокопович.

3. Феофан Прокопович.

Слайд 27

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской
Академии Феофан Прокопович.
1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.

Феофан Прокопович

Слайд 28

В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного Александро-Невского монастыря;

В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного Александро-Невского монастыря;
там было напечатано «Первое учение отрокам» — букварь и поучение для детей, по которому в XVIII в. учились в светских и духовных школах. В 1721 г. он учредил при монастыре школу, а ещё одну открыл в собственном доме. Феофан Прокопович возглавил «учёную дружину» — людей, отстаивавших развитие науки и просвещения, поддерживавших преобразования Петра I.

Феофан Прокопович

Слайд 29

1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»-

1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»-
букварь и поучение для детей

Феофан Прокопович

Слайд 30

Духовный регламент, составленный
Феофаном Прокоповичем

Феофан Прокопович

Духовный регламент, составленный Феофаном Прокоповичем Феофан Прокопович

Слайд 31

Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?
Деятельность Феофана Прокоповича

Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима? Деятельность Феофана
и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью.

Задание

Слайд 32

4. Старообрядцы и другие конфессии.

4. Старообрядцы и другие конфессии.

Слайд 33

Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую

Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую
терпимость.

Старообрядцы и другие конфессии

Слайд 34

Что такое старообрядчество?

Задание

Что такое старообрядчество? Задание

Слайд 35

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения-

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения-
толки и согласия:
Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)
Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.

Старообрядцы и другие конфессии

Слайд 36

Для старообрядцев было введено:
двойное налогообложение
предписывалось носить особую одежду- зипун со стоячим красным

Для старообрядцев было введено: двойное налогообложение предписывалось носить особую одежду- зипун со
воротником -«козырем»;
Запрет занимать выборные и государственные должности.

Старообрядцы и другие конфессии

Слайд 37

Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с

Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с
нашею церковию несогласных христианских сект»
ПРОТЕСТАНТЫ- строили кирхи и приглашали пасторов.
В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году -костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие.
МУСУЛЬМАНЕ - запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).
ЛЮТЕРАНЕ - (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ.

Старообрядцы и другие конфессии

Слайд 38

Дайте собственное определение понятию «конфессия».
Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного

Дайте собственное определение понятию «конфессия». Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого
учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Задание

Слайд 39

Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.
Основные районы распространения

Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев. Основные районы
поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны.

Задание-работа с картой

Слайд 40

Итоги и результаты реформы Церкви

Фактически ликвидирована должность Патриарха
Церковь начала терять финансовую и

Итоги и результаты реформы Церкви Фактически ликвидирована должность Патриарха Церковь начала терять
административную автономию
Снижено количество монахов и монастырей
Увеличено число налогов
Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян
Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

Слайд 41

Значение реформы

Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I —

Значение реформы Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра
централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.
Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви
Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

Слайд 42

Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для решения

Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для решения
задач образования и воспитания послушных подданных, призрения неимущих. Упразднив патриаршество, Петр сделал руководство церкви частью административно-бюрократической системы(император стал главой Русской православной церкви), но свои вотчины епископы и крупные монастыри сохранили. В тоже время модернизация страны и расширение её территорий способствовали более терпимому отношению к другим религиям; «иноверцы» получили право исповедовать свою веру и строить храмы.

Вывод

Имя файла: Церковная-реформа.-Положение-традиционных-конфессий.pptx
Количество просмотров: 78
Количество скачиваний: 0