Слайд 2Книги, посвященные буддизму, изданы на многих языках мира, что является подтверждением его
широкого распространения.
В I веке нашей эры буддизм приобрел совершенно новые черты. Будда был признан святым и возведен в ранг бога, которому начали поклоняться.
Слайд 3Священные писания в буддизме
Священный источник буддизма «Трипи́така» (санскр. — «Три корзины») состоит
из трех больших разделов. Первый раздел — «Винайя-питака» («Корзина дисциплины») содержит порядок присоединения к буддийской общине «сангха», правила и нормы поведения для монахов и монахинь, а также наказания в случае их нарушения.
Второй раздел — «Сутра-питака» («Корзина наставлений»), самый большой по объему. Основным его содержанием являются «четыре настоящие истины». Учение Будды изложено его учениками в виде притч, записей бесед с ним, наставлений, легенд, поэм. Также в этом разделе говорится о структуре общины Будды («сангха») и о его учениках.
Третий раздел — «Абхидхарма-питака» («Верховный закон»). Здесь приводятся основные догмы религиозного учения, раскрыта философская сущность буддистской практики. Из-за того, что стиль и язык изложения очень сложны, буддийские монахи постигали этот текст только при помощи наставников.
Слайд 4Со временем в тексты «Трипитаки» вносились изменения, исправления и дополнения, чем объясняется
зарождение новых течений в буддизме.
По содержанию Веды (санскр. – священное знание) и буддийские источники, свободные от брахманских философских взглядов, написанные простым языком, были ближе простому народу. Например, махаяна именно благодаря этому смогла обеспечить широкое распространение буддизма в Южной и Юго-Восточной Азии.
Начиная с первого века нашей эры буддизм достиг границ Китая, Кореи, Японии, Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, Лаоса.
Слайд 584 тысячи наставлений Будды собраны в тибетском каноне буддизма «Кангьюр», который состоит
из 108 томов, а комментарии и пояснения к ним собраны в каноне «Тенгьюр» в 225 томах.
Такие произведения, как «Махавосу», посвященное жизни Будды и написанное во II веке нашей эры, «Лалитавистара» («Жизнь Будды»), написанное во II–III век нашей эры, «Буддхачарита» созданная в I–II веке нашей эры буддистским философом Ашвагхоша, написанные в I веке нашей эры «Абнихишкрамансутра» и «Ниданакатха», «Дхаммапада» («Путь Дхармы», «Мысли, идеи Будды»), считаются важными источниками в буддизме.
Слайд 6Течения в буддизме
Хинаяна (санскр. — «малая колесница») — направление в буддизме, когда
одновременно с соблюдением традиционных норм учению Будды старались придать твердую логическую последовательность. Одно из начальных направлений буддизма, часть пути к просветлению, хинаяна была сформирована в I веке до нашей эры, и ее основные законы были изложены в «Трипитаке».
В хинаяне появились такие торжественные церемонии, как «поклонение зубу Будды», паломничество к святым местам. Шри-Ланка считается священным местом для буддистов, сюда стекаются паломники со всего мира. В старой столице Шри-Ланки городе Канди находится знаменитый храм «зуба Будды».
Слайд 7Махаяна (санскр. — «большая колесница») — направление в буддизме, которое реформировало все
стороны учения Будды. Будду объявили святым, внедрили религиозные обычаи молитвы.
Смешение этих направлений с местными верованиями и другими религиями послужило основой появления таких течений, как ламаизм, ваджраяна, дзен-буддизм, тян-тай, дхиана.
В махаяне считалось, что каждый может достичь бога, поэтому данное направление получило название «Большая колесница».
Слайд 9Дзен-буддизм — одна из школ направления махаяны, сформировавшаяся в Китае в V-VI
веках. Ее основателем считается легендарный монах Бодхидхарма. Особенностями дзен (медитация, глубокое сосредоточение, созерцание) является то, что главный упор делается на практику, а не теорию, не на заучивание религиозных догм и правил, а понимание.
Дзен-буддисты большое внимание уделяют труду, занятию различными видами искусства.
В дзен-буддизме особое значение придается отречению от мирской суеты, отрешению от вечных проблем, концентрации мысли.
Слайд 10Ламаизм (тибет. – высочайший) появился в Тибете в VII–XIV веках в результате
влияния направления Махаяна. Правила и требования, изложенные в «Кангьюре» и «Тенгьюре», составляют основу ламаизма.
Согласно учению ламаизма, человек находит спасение, очищение от грехов при помощи лам. Обычные люди без их помощи не смогут попасть в рай.
Важное место в ламаизме занимает вера в возращение Будды и установление им справедливости на земле. Ламаизм предписывает беспрекословное подчинение ламам, которые считаются представителями бога на Земле и мирской власти, торжественное проведение богослужений и обрядов, театрализованные представления по отрывкам из священных книг. Убийство, воровство, обман, клевета, сплетни, пустословие, жадность, месть, измена считаются в ламаизме тяжким грехом.
Ламаизм — основная религия тибетцев. В Тибете насчитывается более 3000 буддистских храмов. Также ламаизм широко распространен в таких регионах России, как Бурятия, Тува, Алтай.
Слайд 11Необуддизм — это течение, начавшееся в 40–50 годах ХХ века, получило широкое
распространение в связи с национально-освободительными движениями. В его основе лежит пропаганда идей созидания, возрождения национального самосознания, отвечающих новому времени. При этом интеллект считался не важным, признавалась спасительная роль религии, для объяснения идей буддизма использовались методы теории познания.
Активное участие необуддизма в национально-освободительных движениях оказало большое влияние на усиление религиозного реформаторства.
Слайд 12Домашнее задание
1. Что вы знаете о христианстве?
2. Как вы понимаете религиозную толерантность,
которая присуща нашему народу? Проиллюстрируйте свою мысль примерами.
3. Прочитайте высказывание и постарайтесь объяснить, какое место в жизни нашего народа занимают понятия «Этническая терпимость», «толерантность».