Восточная модель культуры. Лекция 3

Содержание

Слайд 2

Культурология

Тема 1. Предмет Культурологии и основные определения культуры
Тема 2. Структура и функции

Культурология Тема 1. Предмет Культурологии и основные определения культуры Тема 2. Структура
культуры
Тема 3. Возникновение культуры (первобытное
общество)
Тема 4. Восточная модель культуры
Тема 5. Античная культура
Тема 6. Культура Средних веков
Тема 7. Возрождение. Ренессанс и Реформация
Тема 8. Культура Нового времени
Тема 9. Новейшая история культуры
Тема 10. Модернизм – постмодернизм -
метамодернизм

Слайд 3

ПЛАН
Культура древних цивилизаций
Культура государств Двуречья
Культура Древнего Египта
Культура Древней Индии
Культура Древнего Китая

Тема

ПЛАН Культура древних цивилизаций Культура государств Двуречья Культура Древнего Египта Культура Древней
4. Восточная модель культуры

Слайд 4

Великие империи древности

Тема 4. Восточная модель культуры

Великие империи древности Тема 4. Восточная модель культуры

Слайд 5

Общие черты культуры государств Востока

Благоприятные условия для земледелия: обширные территории со

Общие черты культуры государств Востока Благоприятные условия для земледелия: обширные территории со
стабильным климатом + полноводные реки (Тигр и Евфрат, Нил, Ганг, Янцзы, Хуанхе и др.)
Аграрное построение хозяйственной деятельности на основе ирригационного земледелия. Подчинение строгому календарному циклу
На территории с оседлым населением возникает земледельческая община как основной субъект производства. Общее и особенное в их организации.
Сложение рабовладельческой экономической системы
Государственная собственность на землю

Слайд 6

Древнейшие цивилизации

шумерская,
древнеегипетская,
протоиндийская,
древнекитайская
Признаки цивилизации, общие для древневосточных обществ:
отделение

Древнейшие цивилизации шумерская, древнеегипетская, протоиндийская, древнекитайская Признаки цивилизации, общие для древневосточных обществ:
ремесла от земледелия и скотоводства,
разделение умственного труда и физического,
появление городов,
зарождение классов и государств,
создание письменности,
подчинение индивида социальной системе

Слайд 7

Особенности сложения государства

Необходимость объединения земель, вызванная социальными и экономическими задачами (ирригационные и

Особенности сложения государства Необходимость объединения земель, вызванная социальными и экономическими задачами (ирригационные
культовые сооружения, военное строительство и др.)
Сложение деспотической формы правления
Создание армии и законодательной системы
Создание органов контроля и управления, сложная налоговая система. Появление бюрократического класса (чиновничество)
Религия возникает на основе первобытной магии, анимизма и тотемизма. Зооморфизм в верованиях номов.
Жречество, его роль в упорядочении прежних верований и создании нового пантеона богов. Монополия на знанием и письменность

Слайд 8

Общее в культурах Востока

Теократическая форма правления – объединение в одних руках государственной

Общее в культурах Востока Теократическая форма правления – объединение в одних руках
и религиозной власти
Консерватизм как универсальное средство существования цивилизации
Адаптивный характер культуры
Общие принципы мировидения культур Востока:
традиционность
замкнутость
каноничность
изолированность
цикличность,
повторяемость
воспроизводимость

Слайд 9

Культура государств Двуречья
Шумер - Вавилон

Культура государств Двуречья Шумер - Вавилон

Слайд 10

2. Культура государств Двуречья. Древнейшая цивилизация шумеров

На этой территории одновременно существовали различные

2. Культура государств Двуречья. Древнейшая цивилизация шумеров На этой территории одновременно существовали
этносы и государства: шумеры, аккадцы, вавилоняне, ассирийцы, хетты.
Возвышение и падение Ассирии.
Разгром Нововавилонского царства Персией и возникновение Персидской империи.
Ирригационное земледелие – экономическая основа государств Двуречья (совершенствование мелиорации, создание сложных оросительных сооружений).
Развитие рабовладения и государственной собственности на землю.
Особенности религии Двуречья.
Величественные образы богов в искусстве.

Слайд 11

Шумеры - цивилизация древнего Шумера 3:10 https://youtu.be/gJWWK1spseA

Шумеры - цивилизация древнего Шумера 3:10 https://youtu.be/gJWWK1spseA

Слайд 14

Крылатый
бык Шеду

Крылатый бык Шеду

Слайд 15

Шумерское поселение

Шумерское поселение

Слайд 16

3. Духовная культура государств Двуречья.

Развитие астрономии, математики, медицины. Создание клинописи в

3. Духовная культура государств Двуречья. Развитие астрономии, математики, медицины. Создание клинописи в
шумерских царствах и ее заимствование всеми народами Месопотамии. История расшифровки клинописи.
«Эпос о Гильгамеше» - первое в истории литературное произведение, имеющее мифологические истоки.
Миф об Утнапиштиме – источник библейского сказания о всемирном потопе.
Мечта о личном бессмертии – свидетельство развития личностного самосознания.

Слайд 17

Искусство Двуречья

Архитектура
Основной тип храма – зиккурат. Его связь с

Искусство Двуречья Архитектура Основной тип храма – зиккурат. Его связь с астрономией
астрономией и астрологией. Дворцовые комплексы Ассирии и Вавилона.
«Сады Семирамиды» - одно из семи чудес света.
Ворота Иштар.
Изобразительное искусство
Фантастические образы + реалистическая выразительность. Символика искусства. Образы богов и царей, рельефы со сценами охоты.

Слайд 18

Зиккурат

Зиккурат

Слайд 20

Ворота Иштар

Ворота Иштар

Слайд 21

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды

Слайд 22

Этот город Вавилон 7:54 https://youtu.be/aTrQBLz7Sc0

Этот город Вавилон 7:54 https://youtu.be/aTrQBLz7Sc0

Слайд 23

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Слайд 24

1. Древний Египет

Древняя египетская империя в 1450 году до н. э.

Древний Египет

1. Древний Египет Древняя египетская империя в 1450 году до н. э.
в додинастический период развивался в нижнем и среднем течении Нила, отсюда и деление на области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей (номов). Более 90% территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Основное население 99% проживало в долине Нила. А это 3,5% всей территории государства. Его возникновение а произошло после объединения Верхнего и Нижнего Египта около 3000 лет до н.э.

Слайд 25

Основные этапы развития культуры Др. Египта

Основные этапы развития культуры Др. Египта

Слайд 26

Развитие ирригационного земледелия

создание каналов, дамб, водоподъемных сооружений, использование ила как удобрения. Устойчивая

Развитие ирригационного земледелия создание каналов, дамб, водоподъемных сооружений, использование ила как удобрения.
высокая урожайность основных сельскохозяйственных культур. Развитие садоводства и виноградарства.

Слайд 28

Особенности древнеегипетской деспотии

обожествление фараона
власть жречества
государственно-храмовая собственность
сохранение земледельческих общин
сложный аппарат управления
роль

Особенности древнеегипетской деспотии обожествление фараона власть жречества государственно-храмовая собственность сохранение земледельческих общин
писцов

Статуя писца Каи сер.Ш тыс до н.э.

Слайд 29

Египетская фреска управления

Египетская фреска управления

Слайд 30

Религия Др.Египта

остатки древнего зооморфизма,
заупокойный культ
попытки построения общеегипетского пантеона
тенденции монотеизма и невозможность

Религия Др.Египта остатки древнего зооморфизма, заупокойный культ попытки построения общеегипетского пантеона тенденции
их реализации

Слайд 31

Загробный суд Осириса

Загробный суд Осириса

Слайд 32

Письменность Др.Египта

В Древнем Египте использовали 3 системы письма: иероглифическую, иератическую и

Письменность Др.Египта В Древнем Египте использовали 3 системы письма: иероглифическую, иератическую и
демотическую. Иероглифическая система, изобретенная за 3000 лет до н.э., представляет собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Это картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов. Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная форма иероглифического, употреблявшаяся при составлении юредических и деловых документов. Демотическое письмо, еще один вид скорописи, возникло примерно в 600г. до н.э. Его использовали в каждодневной жизни для самых разных целей, тогда как иероглифическая и иератическая системы в то время применялись лишь для религиозных текстов.   Единственная проблема с египетской письменностью - проблема, стоявшая перед учеными почти 2000 лет,- состояла в том, что до самого начала 19-го столетия ни один человек не мог ее понять.
.

Слайд 33

Древний Египетский алфавит

Древний Египетский алфавит

Слайд 34

Наука в Др.Египта

развитие астрономии и математики
создание солнечного календаря
развитие медицины и ветеринарии
Специфика

Наука в Др.Египта развитие астрономии и математики создание солнечного календаря развитие медицины
науки в Др. Египте
ограниченность научных знаний
их связь с мифологией и магией
замкнутость научных знаний в
жреческой среде
прикладной характер науки

Солнечный календарь

Слайд 35

Календарь в Др. Египте
Рисунок из гробницы

Календарь в Др. Египте Рисунок из гробницы

Слайд 36

Искусство Др.Египта

концептуальность, заданная извне
закрепление художественного опыта в строгом каноне
подчинение

Искусство Др.Египта концептуальность, заданная извне закрепление художественного опыта в строгом каноне подчинение
официального искусства религиозной идеологии
специфическая картина мира

Слайд 37

Архитектура Др. Египта

Храм как модель космоса. Основные храмовые комплексы. Великие зодчие Древнего

Архитектура Др. Египта Храм как модель космоса. Основные храмовые комплексы. Великие зодчие
Египта.
Единство архитектуры и скульптуры.
Пирамиды в Гизе, технология их строительства. Так называемые загадки пирамид. Их символика. Связь пирамид с храмовыми комплексами. Развитие заупокойного культа и изменения в строительстве гробниц.

Слайд 38

Египетские пирамиды

Египетские пирамиды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Пирамиды представляют собой огромные

Египетские пирамиды Египетские пирамиды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Пирамиды представляют собой
каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.
Первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. Эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати.
Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).

Слайд 39

МАСТА́БА (от араб. «скамья»), гробница, имитирует
форму дома, имеет подземную погребальную камеру
стены сооружения

МАСТА́БА (от араб. «скамья»), гробница, имитирует форму дома, имеет подземную погребальную камеру
наклонены к центру  

Слайд 40

Погребальный комплекс в Гизе как модель космоса

Погребальный комплекс в Гизе как модель космоса

Слайд 41

Pyramids of Giza 1:06 https://youtu.be/3e8S1HJres4

Pyramids of Giza 1:06 https://youtu.be/3e8S1HJres4

Слайд 42

Пирамида Хефрена

Пирамида Хефрена

Слайд 43

Строительство храмов

Строительство храмов

Слайд 44

Египетские
реконструкции

Египетские реконструкции

Слайд 45

Луксор

Луксор

Слайд 46

Живопись Др. Египта

Основные принципы создания картин у др. египтян
Росписи создавалась для

Живопись Др. Египта Основные принципы создания картин у др. египтян Росписи создавалась
улучшение жизни покойного в загробном мире. Сцены представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса), часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.
Потрет в скульптуре и живописи, различие
официальных и неофициальных портретов.
Основными цветами были красный, синий,
черный, золотой и зеленый.

Слайд 47

Декоративно-прикладное искусство Египта

совершенство обработки дерева, камня, металла,
расцвет ювелирного искусства

Жук - скарабей

Декоративно-прикладное искусство Египта совершенство обработки дерева, камня, металла, расцвет ювелирного искусства Жук - скарабей

Слайд 48

Реформа Эхнатона (I-ая половина XIV в. до н.э.)

Религиозные реформы от Бога Амона

Реформа Эхнатона (I-ая половина XIV в. до н.э.) Религиозные реформы от Бога
к Богу Атону привели к перевороту в искусстве:
разрушение старых канонов, обращение к правдивому, строго индивидуализированному изображению человека.
Ахетатон – новая столица Египта.
Искусство Эль-Амарны.
Портреты Эхнатона, Нефертити, их дочерей.
Сокровища гробницы Тутанхамона.

Слайд 49

Город Тель Эль
Амарна

Город Тель Эль Амарна

Слайд 51

Тутанхамон и его усыпальница

Тутанхамон и его усыпальница

Слайд 52

Вскрытие гробницы Тутанхамона,
1922 год Говардом Картером (Англия)

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год Говардом Картером (Англия)

Слайд 53

Усыпальница Тутанхамона

Усыпальница Тутанхамона

Слайд 54

Реконструкция заупокойного храма

Реконструкция заупокойного храма

Слайд 55

3. Древняя Индия

Возникновение земледелия в Индостане уже в YII тысячелетии до н.э.
Хараппская

3. Древняя Индия Возникновение земледелия в Индостане уже в YII тысячелетии до
цивилизация и строительство городов с водоснабжением и канализацией, с двух-трехэтажными домами, бассейнами, центральной цитаделью.
Индоевропейское завоевание Индии, создание крупных государств, развитие земледелия, культура риса.
Древнейшая мифология Индии. Ведическая религия, брахманизм. Сложные космогонические представления, идей циклизма. Образы Индры, Брамы, Вишну, Шивы.
Возникновение буддизма как религиозно-этической системы. Возникновение индуизма. Образы великих аскетов и могущественных демонов.
Древнеиндийская философия. Йога как универсальная система физического и духовного совершенствования.
Яркая чувственность индийского искусства и ее сочетание с идеалом аскетизма. Образы великих аскетов в литературе и изобразительном искусстве. Древние мифологические корни искусства.
Храмовая и дворцовая архитектура Индии, выражающая сложность космологических и космогонических представлений. Совершенство скульптуры, связанной с храмовыми комплексами. Образы богов, яшвинь и апсар в искусстве. Совершенство декоративно-прикладного искусства.
Великая литература Древней Индии. «Махабхарата» и «Рамаяна». Основные идеи «Бхагаватгиты».

Слайд 58

Тадж - Махал

Тадж - Махал

Слайд 60

Древнеиндийская живопись

Древнеиндийская живопись

Слайд 61

Йога и аскетизм

Йога и аскетизм

Слайд 62

4. Древний Китай

В Китае государственность складывается постепенно.
Периоды Инь-Шань (II тыс. до н.э.),

4. Древний Китай В Китае государственность складывается постепенно. Периоды Инь-Шань (II тыс.
Чжоу (XII-V вв. до н.э.), «Борющихся царств» (V-III вв. до н.э.), Цинь (256-206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 221 г. н.э.).
Строительство Великой китайской стены.
Народные восстания в Древнем Китае были бесперспективны вследствие колоссальной устойчивости социально-политических структур. Формирование чиновничества.
Выдающиеся изобретения Китая: шелковые ткани, бумага, компас, порох, сейсмограф, печатное дело. Развитие астрономии, постоянный, многовековой характер астрономических наблюдений, составление звездных атласов, точная фиксация положения звезд на небосводе.
Китайская мифология: мифологическая картина мира, космогонические представления, основные образы; культ неба в Китае, его влияние на развитие философии.
Формирование основных философских направлений: конфуцианства, даосизма, можизма, легизма. Превращение в эпоху Цинь конфуцианства в официальную идеологию, а даосизма – в религию. Буддизм в Китае.
Развитие искусства. Формирование традиций изобразительного творчества, совершенствование художественного мастерства, складывание устойчивых мотивов, образов, стилей. Утонченное мастерство в изображении природы и человека. Живопись по шелку, бумаге, лаковая миниатюра, вазопись. Условность и стилизация в китайском искусстве.
Китайская керамика, многообразие ее сюжетов и образов.

Слайд 64

Глиняная армия
Цинь Шихуанди

Глиняная армия Цинь Шихуанди