Задонщина - памятник куликовского цикла

Слайд 2

История создания памятника

«Задонщина» представляет собой памятник древнерусской литературы конца XIV – начала

История создания памятника «Задонщина» представляет собой памятник древнерусской литературы конца XIV –
XV веков.
Впервые эта летопись была опубликована в 1852 году русским литературоведом и исследователем рукописной книги В.М. Ундольским.

 На сегодня известно шесть списков «Задонщины». Все они дают искаженный текст. Ученые не имеют возможности восстановить первоначальный текст этой летописи. Точная дата написания «Задонщины» неизвестна.

Слайд 3

Краткие сведения о книжнике

Софоний (XIV в.), предполагаемый автор «Задонщины.».
Имя Софония упоминается только

Краткие сведения о книжнике Софоний (XIV в.), предполагаемый автор «Задонщины.». Имя Софония
в некоторых списках «Задонщины», первый из которых обнаружен в 1858.

О Софонии сообщается, что он — «рязанец», «старец» и (в летописи Тверской) «брянский боярин». Ряд ученых полагают, что Софоний — автор не «Задонщины», а ее несохранившегося источника;

Слайд 4

Историческая основа

"Задонщина" посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами, фактический материал

Историческая основа "Задонщина" посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами, фактический
ее автор черпал из летописной повести, а литературным образцом служило "Слово о полку Игореве". 

Использование поэтического плана и художественных приемов "Слова о полку Игореве" в "Задонщине" обусловлено всем идейнохудожественным замыслом этого произведения, где сознательно сопоставлялись события прошлого с событиями современными: если "Слово" призывало русских князей к единению для борьбы со "степью", то "Задонщина" прославляла единение русских князей, благодаря которому и была одержана победа над чужеземцами.

Слайд 5

Жанр, сюжет и композиция

«Задонщина» – поэтическая повесть о Куликовской битве.

Первая часть

Жанр, сюжет и композиция «Задонщина» – поэтическая повесть о Куликовской битве. Первая
«Задонщины» – «жалость» описывает сбор русских войск, их выступление в поход, первую битву и поражение

Вторая часть «Задонщины» – «похвала» прославляет победу, одержанную русскими, когда из засады выступил полк Дмитрия Боброк Волынца.

Слайд 6

Система персонажей и образов

Символические образы народной поэзии: «гуси», «лебеди», «соколы», «кречеты»,

Система персонажей и образов Символические образы народной поэзии: «гуси», «лебеди», «соколы», «кречеты»,
«волки», «орлы» – постоянно присутствуют в «Задонщине».
Значительно усилен в «Задонщине» по сравнению со «Словом» христианский элемент и вовсе отсутствуют языческие мифологические образы.

Слайд 7

Своеобразие стиля

«Задонщина» написана героическим стилем, он явился в сочетании манеры “Слова о

Своеобразие стиля «Задонщина» написана героическим стилем, он явился в сочетании манеры “Слова
полку Игореве…” и народной поэзии. Но автор «Задонщины» не просто подражал стилю «Слова о полку Игореве…» (как это обычно считается), а вполне сознательно сопоставлял события прошлого и настоящего.