Академик Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999)

Содержание

Слайд 2

В честь и по поводу….

В честь и по поводу….

Слайд 3

«Почему ты так говоришь?» «Почему мы так говорим?» «Почему они так говорят?»

«Почему ты так говоришь?» «Почему мы так говорим?» «Почему они так говорят?»

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры».
Прочитав такие высокие слова Д.С.Лихачева о русском языке, задумаемся о нашей речи, о наших словах.
Ведь неоспоримо, что слово, сказанное человеком, вольно или невольно служит средством самовыражения. От избытка того, что хранится в сердце, говорят уста человека.

Слайд 4

Д.С.Лихачев говорит о чистоте нашего разговорного языка.

«А ведь бывает и так,

Д.С.Лихачев говорит о чистоте нашего разговорного языка. «А ведь бывает и так,
что человек не говорит, а „плюется словами“.
Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

Слайд 5

Что означает слово циник?

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой

Что означает слово циник? В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой
(М.,1995) циничный определяется как ‘бесстыдный’, а цинизм — как ‘пренебрежение к нормам общественной морали нравственности, наглость, бесстыдство’.

Слайд 6

Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда,

Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда,
ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением.
А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое пере-ступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.

Слайд 7

Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике.
В одном из интервью 1976 года

Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. В одном из интервью 1976 года
он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».
Д.С.Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном», в 19-м письме «Как говорить?», писал: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».

Слайд 8

«Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».
В словах-паразитах есть скрытая

«Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли». В словах-паразитах есть
опасность деградации личности говорящего. Например, привыкнет кто-нибудь на всякое дело говорить слово-паразит «отстой», смотришь, и сам человек превратился в «отстой» и даже не заметил этого.

Слайд 9

Н.В.Гоголь: «Со словом надо обращаться честно».

«Слово, язык помогают нам видеть, замечать

Н.В.Гоголь: «Со словом надо обращаться честно». «Слово, язык помогают нам видеть, замечать
и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир.
Явление, которое не имеет названия, как бы отсутствует в мире. Мы можем его только угадывать с помощью других, связанных с ним и уже названных явлений, но как нечто оригинальное, самобытное оно для человечества отсутствует. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет для народа богатство языка, определяющее богатство „культурного осознания“ мира.
Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура». (Д. С. Лихачёв)

Слайд 11

Читайте классиков!

К.Д.Ушинский писал:
«Книги дают сознательное, разумное воспитание
и разумное учение,

Читайте классиков! К.Д.Ушинский писал: «Книги дают сознательное, разумное воспитание и разумное учение,
они будят ум народа, дают свободу
его сознанию и обогащают его познаниями,
до которых он опытом не добрался бы и
во многие сотни лет».

Слайд 12

Главный вопрос: «Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?»

Для этого

Главный вопрос: «Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?» Для этого
необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.
И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? И как наше слово отзовется в окружающем мире?
Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить свой родной язык и охранять чистоту русского слова!

Слайд 13

Читайте словари!

Читайте словари!

Слайд 14

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание Спасибо за внимание
Имя файла: Академик-Дмитрия-Сергеевича-Лихачева-(1906–1999).pptx
Количество просмотров: 603
Количество скачиваний: 0