Этимология наименований литературных родов

Содержание

Слайд 2

Этимология наименований литературных родов

Драма << to drama (деяние, действо)
Этимон: текст, требующий исполнения
Эпос

Этимология наименований литературных родов Драма Этимон: текст, требующий исполнения Эпос Этимон: речь,
<< to epos (слово, рассказ)
Этимон: речь, рассказ, повествование
Лирика << ta lyrika (то, что [поется] и требует сопровождения на лире)
Этимон: песня с музыкальным сопровождением

Слайд 3

Роман(тизм)

Роман из фр. roman, старофр. romanz «книга, переведенная на французский (романский) язык»

Роман(тизм) Роман из фр. roman, старофр. romanz «книга, переведенная на французский (романский)
(<< cредн. лат. romanice). Повествовательная литература на народных языках, укорененная в европейском средневековье. (Ср. романс из исп. romance – стихотворение на народном языке.)
Романтическая литература – литература, противопоставленная литературе классической, поскольку она восходит к Средневековью, а не к античности.
Романтические чувства – аффекты, которые связываются с романтической литературой (ср. англ. romance)

Слайд 4

Роман как анти-эпос

Человек чувствующий (прежде всего – любовь)
Человек как носитель биографии
Простонародный язык
Разговорный

Роман как анти-эпос Человек чувствующий (прежде всего – любовь) Человек как носитель
язык
Проза
Современность
Историчность

Человек действующий (часто во имя нации)
Человек-герой, человек поступка
Латынь
Возвышенный язык
Стихи
Героический век
Статичность, анти-историзм

Слайд 5

Античные романы (I-III вв. н. э.)

Ахилл Татий «Левкиппа и Клитофонт»
Лонг «Дафнис и

Античные романы (I-III вв. н. э.) Ахилл Татий «Левкиппа и Клитофонт» Лонг
Хлоя»
Харитон «Каллироя»
Ксенофонт Эфесский «Повесть о Габрокоме и Антии» (Эфесская история)
Гелиодор «Хариклея и Феаген» (Эфиопская история)
Петроний, Сатирикон
Апулей, Метаморфозы
Александрия (Alexander Romance) – переведен на 24 языка в античности и Средних веках
История Аполлония, царя Тирского
Жизнеописание Эзопа

Слайд 6

Зачин рассказа Клитофонта у Ахилла Татия

Рассказчик случайно встречает героя («Я оказался в

Зачин рассказа Клитофонта у Ахилла Татия Рассказчик случайно встречает героя («Я оказался
Сидоне, спасшись от сильного ненастья»):
«И он начал свой рассказ так:
Я родился в Тире, в Финикии, зовут меня Клитофонт, отца Гиппий, его брата Сострат, но они не родные братья, -- у них один отец, матери же разные: у отца тириянка, а у Сострата византиянка. Сострат живет в Византии: в наследство от матери ему досталось большое состояние; мой же отец в Тире. Своей матери я не знал, потому что она умерла, когда я был еще младенцем. Отец женился во второй раз, и от этого брака родилась моя сестра Каллигона. Отец хотел поженить нас, но Мойры, более могущественные, чем люди, предназначили мне в супруги другую.»

Слайд 7

«Случай»

Византиец Каллисфен, влюбленный, подобно герою романа Калитофонту, в Левкиппу, но никогда не

«Случай» Византиец Каллисфен, влюбленный, подобно герою романа Калитофонту, в Левкиппу, но никогда
видевший ее, прибывает в Тир с тем, чтобы увезти ее, но...
«Случилось так, что моя мать была в это время нездорова. Левкиппа тоже тоже притворилась больной и не вышла из дома, так как мы условились встретиться с ней, как только все уйдут. Из-за этого стечения обстоятельств мать Левкиппы вышла из дома с моей сестрой, а не с Левкиппой.»

Слайд 8

«Наивные» перипетии как главная особенность романа

Трагический сюжет, согласно Аристотелю, должен состоять

«Наивные» перипетии как главная особенность романа Трагический сюжет, согласно Аристотелю, должен состоять
из событий, которые «вытекают из самого состава фабулы так, чтобы они возникали из раньше случившегося по необходимости или вероятности»; перипетия «есть перемена событий к противоположному, притом, как мы говорим, по законам вероятности или необходимости» (10-11)

Слайд 9

Акцент на характере, который понимается прежде всего как носитель аффектов (а не

Акцент на характере, который понимается прежде всего как носитель аффектов (а не
воли)

Левкиппу, ошеломленную криком матери, обуревали самые разные чувства: она печалилась, стыдилась, возмущалась. Она испытывала печаль, потому что была поймана, стыдилась, потому что ее поносили, возмущалась оттого, что ей не верили. Стыд, печаль и гнев – это три волны души. Вливаясь через глаза, стыд уничтожает их свободу; печаль заливает грудь и тушит искры души; гнев же, взрывающийся в сердце, топит рассудок в пене безумия.

Слайд 10

Эрос и случай: два сюжетообразующих принципа античного романа

Основной аффект, организующий отношения между

Эрос и случай: два сюжетообразующих принципа античного романа Основной аффект, организующий отношения
людьми, – любовь; она в античном романе всегда «механистична» (с «первого взгляда» и на всю оставшуюся жизнь).
Случай ставит препоны на пути любящих героев; сюжет романа, по сути «эписодический», состоит в истории преодолении этих преград.
Герой романа между двумя формами несвободы – внутренней и внешней.

Слайд 11

Георг Лукач, Теория романа (1916)

Отличие между эпосом и романом следует искать в

Георг Лукач, Теория романа (1916) Отличие между эпосом и романом следует искать
«историко-философской действительности, с которой сталкиваются авторы», а не в их интенции.
Эпос предполагает тотальность, нераздельность общества (коллектива) и личности, невозможную в «Новое время».
Роман же есть «выражение трансцендентальной бездомности» человека в новом мире.
Лукач в 1930ые гг.: поиск нового эпоса в соцреализме.

Слайд 12

Роман

«Эпос современной жизни» Г.Ф. В. Гегель
«Жанр жанров». «Мета-жанр» М.М. Бахтин
«Роман же есть

Роман «Эпос современной жизни» Г.Ф. В. Гегель «Жанр жанров». «Мета-жанр» М.М. Бахтин
«выражение трансцендентальной бездомности» человека в новом мире. Д. Лукач
Откуда возникает эта бездомность? Ощущение обособленности?

Слайд 13

Новое время

Разрушение сословной закрепленности
Мир, утративший целостность
Поиск смысла существования помимо религии
Скрытый бог
Индивидуализм

Новое время Разрушение сословной закрепленности Мир, утративший целостность Поиск смысла существования помимо религии Скрытый бог Индивидуализм

Слайд 14

Дон Кихот, Робинзон Крузо

Дон Кихот, Робинзон Крузо

Слайд 15

Роман в письмах

Формирование публичной и приватной сферы в Европе 17-18 века
«Письмо –

Роман в письмах Формирование публичной и приватной сферы в Европе 17-18 века
свидетельство частной жизни»
Появление досуга и формирование читающей публики во второй половине XVIII века
Положение женщины в семье: от традиционной семьи к матримониальной

Слайд 16

Любовь в романе

Рыцарский роман: Куртуазная любовь
Герой рыцарского романа – мужчина. Женщина только

Любовь в романе Рыцарский роман: Куртуазная любовь Герой рыцарского романа – мужчина.
повод.
О куртуазной любви: два функции госпожи – вознаграждение, наказание.
Где нет куртуазной любви, там женщина связана только со сферой ненасытного желания и похоти.
Роман XVIII века: женщина стремится к своему счастью

Слайд 17

Самуэль Ричардсон (1689-1761)

«Памела, или Вознаграждённая добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям,

Самуэль Ричардсон (1689-1761) «Памела, или Вознаграждённая добродетель, серия писем прекрасной девицы к
в назидание юношам и девицам и т. д.»  (1740)
«Кларисса, или История молодой леди, заключающая в себе важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут явиться следствием неправильного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку»  (1747-1748)

Слайд 18

Поэтика романа в письмах

Многоголосие
Отсутствие авторской инстанции
Постоянное вовлечение новых участников
Столкновение различных точек зрения

Поэтика романа в письмах Многоголосие Отсутствие авторской инстанции Постоянное вовлечение новых участников

Противоречивость
Неполнота информации, сообщаемой в письмах

Слайд 19

Роман о современном человеке: истоки нравственной болезни

Бенжамен Констан «Адольф» (1816)
Альфред де Мюссе «Исповедь

Роман о современном человеке: истоки нравственной болезни Бенжамен Констан «Адольф» (1816) Альфред
сына века» (1836)
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1830)
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1841)

Слайд 20

 Вourgeoisie

Средний класс
Мобильность
Труд
Эффективное использование времени и всех остальных ресурсов
Красота

Вourgeoisie Средний класс Мобильность Труд Эффективное использование времени и всех остальных ресурсов Красота

Слайд 21

Гегель

«Роман это эпос буржуазной жизни»

Гегель «Роман это эпос буржуазной жизни»

Слайд 22

Роман-воспитание (Bildungsroman)

И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796)
Людвиг Тик Странствия Франца Штернбальда (1798)
Новалис «Гейнрих фон Офтердинген» 

Роман-воспитание (Bildungsroman) И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796) Людвиг Тик Странствия
(1800)

Третье сословие
Дорога
Открытый конец
Труд?

Слайд 23

Роман карьеры

Стендаль Красное и черное (1830-31)
Оноре де Бальзак Отец Горио (1834)
Ги де

Роман карьеры Стендаль Красное и черное (1830-31) Оноре де Бальзак Отец Горио
Мопассан Милый друг (1885)
Труд?

Русский контекст
И.А Гончаров Обыкновенная история (1847)
Обломов (1859)