Слайд 2«Городская проза»
— это не только тематическое единство группы произведений не перенос действия
из пейзажной среды, из циклического природного времени.
Все дело — в точке зрения, в особенностях конфликтов, сжатых, сконцентрированных на тесном и преимущественно духовно-психологическом пространстве.
Современный город — сосредоточение глубоких драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, «трений» между людьми, группами, часто не врачуемых природой, дорогой, одиночеством.
Самый городской писатель в этом плане — Федор Достоевский.
(добавочно «интеллектуальный», «философский»)
Слайд 3«Городская проза»
Эта проза — предельно философична.
Она исследует мир через призму культуры,
философии, религии.
В этом смысле она «интеллектуальна».
Для этой прозы течение времени — это движение духа, драмы идей, многоголосие индивидуальных сознаний.
А каждое сознание — это «сокращенная Вселенная».
В известном смысле «интеллектуальная проза» 50—80-х годов продолжает и традиции М.А. Булгакова, оценивавшего мир в «Мастере и Маргарите» сквозь призму великого мифа о Христе, и Л.М. Леонова, автора «Русского леса», и, безусловно, философской прозы, дневников М.М. Пришвина, романа «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького. Из представителей русской эмиграции можно назвать Владимира Набокова с его культом художественной формы.
Слайд 4 Юрий Валентинович Трифонов
повести «Обмен» ( 1969)
«Предварительные итоги» (1970),
«Долгое прощание»
(1971)
роман «Дом на набережной» ( 1976)
Слайд 5 Юрий Осипович Домбровский
повесть «Хранитель древностей» (1964),
имеющая скрытое до 1978
г продолжение в виде его романа- завещания
«Факультет ненужных вещей» (1978)
Слайд 6 Владимир Маканин
повести «Предтеча» (1982),
«Где сходилось небо с холмами» (1984)
Слайд 7Андрей Битов
Роман «Пушкинский дом» (1971)
Слайд 8 Виктор Лихоносов
«Брянские» (1963),
«Люблю тебя светло» (1969)
Слайд 9 Владимир Крупин
Повесть «Живая вода» (1980).
Слайд 10 Трифонов. Особенности прозы:
1.На первый взгляд в трех московских повестях писателя
и в романе «Дом на набережной» (1976) господствует стихия быта.
Но какой смысл вкладывается писателем в понятие «быт», т.е. житейские хлопоты, улучшение квартирной ситуации, захват дач, разводы, устройство детей?
Во всех «московских» повестях Юрия Трифонова — и тем более в романах «Дом на набережной» и «Старик» — быт наполнен мелочами, над которыми сами герои, правда, свободно иронизируют. Иронизируют, спасаясь от давления пошлости, но в то же время прекрасно понимают, что все мелочи, все мгновения образуют не «кусок жизни», а феномен жизни, феномен времени, т.е. нечто неразложимое, бесценное.
Слайд 11Трифонов. Особенности прозы:
В повести «Обмен» (1969) главный герой, молодой ученый Виктор Дмитриев,
по настоянию расторопной жены Лены (и ее родичей Лукьяновых) решил съехаться с уже смертельно больной матерью, т.е. свершить двойной обмен, взойти «в квартирном вопросе» на более престижный уровень.
Метания героя по Москве, влияние на героя Лены, пленницы вещей, остальных Лукьяновых, поездки его на дачу в кооператив «Красный партизан», где некогда в 30-е годы жили одаренный льготами отец и его братья, люди элиты с революционными биографиями, люди из «дома на набережной», — и маячащий на горизонте обмен был триумфально свершен. Это почти возвращение в Кремль! Для Лены, которая «вгрызалась в свои желания, как бульдог», и меняться не нужно было ни в чем. Она вся пленена вещами, комфортом, привыкла отпихивать других в очередях, усмирять гордую свекровь, не желающую «олукьяниваться».
Слайд 12Трифонов. Особенности прозы:
Но и сам Дмитриев — давно уже опустился, обменялся, изменился.
«Обмен» в нем свершен был гораздо раньше. Больная Ксения Федоровна, мать героя, хранительница какой-то нравственной высоты, особого, скажем так, «революционного аристократизма», помнящая о льготах и власти до падения мужа, говорит сыну о его снижении, «олукьянивании», вообще об измельчании, покорности духу вещизма:
«— Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел ... — Вновь наступило молчание. С закрытыми глазами она шептала невнятицу:
— Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно...»
Сюжет увенчан аккордом, провоцирующим долгое прощание с героями, тревожное раздумье. Повесть Трифонова полна презрения к мещанам, ностальгии по «революционному аристократизму» отцов: теперь происходит «олукьянивание» их детей.
Слайд 13Трифонов. Особенности прозы:
Юрий Трифонов был писателем, для которого проблема времени была самой
болезненной проблемой человеческого бытия.
"У видеть, изобразить бег времени, понять, что оно делает с людьми, как все вокруг меняет... Время – таинственный феномен, понять и вообразить его так же трудно, как вообразить бесконечность. <...> Я хочу, чтобы читатель понял: эта таинственная “времен связующая нить” через нас с вами проходит... это и есть нерв истории" .
Все герои Трифонова так или иначе связаны с временны́м потоком, с "нервом истории", осознают они это или нет.
Слайд 14 Особенности прозы писателей
Людям военных и послевоенных лет рождения на рубеже 1970–1980-х
гг., когда их поколение входило в литературу, было около 40 – отсюда и такое странное определение писательской генерации.
Однако это было не столько продолжение трифоновского взгляда на мир, сколько полемика с ним.
В сущности, "сорокалетние" предприняли радикальное разрушение идеологии своего предшественника. В отличие от Трифонова они утверждали не наличие нитей, проходящих сквозь толщу исторического времени и укореняющих в нем человека, а принципиальное отсутствие самой идеи исторического времени, замену его частным временем. Подобная дистанция объяснялась принципиально разным социально-историческим опытом двух поколений, к которым принадлежали Трифонов и его "оппоненты" – Владимир Маканин, Анатолий Курчаткин, Анатолий Ким, Руслан Киреев: между ними пролегли два десятилетия.