Изучение монографических и обзорных тем на уроках литературы. Тема 5.3

Содержание

Слайд 2

План

1.Специфика уроков обзорного типа, их роль и место в курсе истории литературы.
2.Методика

План 1.Специфика уроков обзорного типа, их роль и место в курсе истории
проведения уроков-обзоров:
1) Обзорное изучение историко-культурного периода.
2) Обзорное изучение творчества писателей и отдельных произведений.
3. Изучение монографических тем на уроках литературы.
Педагогическая техника в условиях реализации монографической темы. Применение педагогических технологий при изучении монографической темы.
Отслеживание результативности и эффективности обучения в ходе изучения монографической темы.
Планирование монографической темы.

Слайд 3

Условно можно выделить 2 типа обзорных тем:

собственно обзорные темы («Из литературы

Условно можно выделить 2 типа обзорных тем: собственно обзорные темы («Из литературы
18 века»):
обзорное изучение творчества писателя (В.  Жуковский и К.Рылеев).

Слайд 4

Значение обзорных тем в курсе литературы:

давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и

Значение обзорных тем в курсе литературы: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и
представление о литературной обстановке определенных эпох, обзоры помогают школьникам понять русскую литературу как явление движущееся и меняющееся, увидеть процесс ее развития.

Слайд 5

«Типовой» подход к обзорным темам (план их изучения):

характеристика основных исторических и

«Типовой» подход к обзорным темам (план их изучения): характеристика основных исторических и
общественно-политических событий эпохи (периода),
отражение их в искусстве этого времени,
общая картина литературной жизни данного периода (литературный стиль, проблематика произведений, литературная борьба),
крупнейшие художники слова.

Слайд 6

Типы уроков-обзоров:

1) урок-пролог к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирующий систему в

Типы уроков-обзоров: 1) урок-пролог к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирующий систему
"неразвернутом виде" (Идейные и жанровые поиски в литературе конца ХХ века”);
2) концептуальные обзоры этапов развития литературы:
а) обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии (Модернизм как художественная система);
б) обзор–веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы (Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий);
в) проблемно-тематический обзор (Тема родины в современной поэзии);
3) итоговое обзорное занятие, дающее обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися (Обретения и потери "серебряного века”).

Слайд 7

Типичные недостатки уроков-обзоров:

механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения;

Типичные недостатки уроков-обзоров: механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения;

информативная перегруженность;
приобретение знаний на уровне абстрактных понятий без опоры на художественный текст, на эмоциональные впечатления;
уменьшение доли текстуального анализа;
отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину.

Слайд 8

Пути повышения эффективности уроков обзорного типа:

1. Определение центральной проблемы, ведущей идеи обзора.
2.

Пути повышения эффективности уроков обзорного типа: 1. Определение центральной проблемы, ведущей идеи
Четкое определение принципов организации обзорного изучения:
соотношение главных положений и материала, его развивающего, аргументирующего и иллюстрирующего;
обязательная конкретизация основных положений литературным материалом;
привлечение элементов «впечатляющего метода» (Л.Выготский) – синхронистических таблиц, выставок, стенгазет; обращение к другим видам искусства;

Слайд 9

Пути повышения эффективности уроков обзорного типа:

3. Установление связей между обзорами, обзорными и

Пути повышения эффективности уроков обзорного типа: 3. Установление связей между обзорами, обзорными
монографическими темами:
создание в обзорах фонового представления об эпохе, эмблемных литературных явлениях;
установление проспективных и ретроспективных взаимодействий между материалами обзоров;
обозначение «сквозных» содержательных линий в обзорах (традиции – новаторство, национальное – общечеловеческое, идейно-тематические и жанровые предпочтения).

Слайд 10

Примерный план изучения обзорной темы:

Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.
Исторические

Примерный план изучения обзорной темы: Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой
предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода.

Слайд 11

Примерный план изучения обзорной темы:

3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина

Примерный план изучения обзорной темы: 3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи,
литературного движения, основное содержание историко-литературного процесса:
а) ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы;
б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;
в) новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;
г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;
д) литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров.

Слайд 12

Примерный план изучения обзорной темы:

4. Более подробное изложение материала об отдельных художниках

Примерный план изучения обзорной темы: 4. Более подробное изложение материала об отдельных
и произведениях, наиболее характерных для данного периода.
5. Значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.

Слайд 13

Обзорные темы начинаются с 8 класса и представляют собой, как правило, мини-обзоры,

Обзорные темы начинаются с 8 класса и представляют собой, как правило, мини-обзоры,
рассчитанные не на полное 45-минутное учебное занятие, а на 20–25 минут (мини-лекции).
Так, дается понятие об античности в искусстве, о древнерусской литературе, об эпохах Возрождения и о Просвещения в литературе.
Имеются в 8 классе и полноценные обзоры, рассчитанные на лекцию: «Литература I пол. XIX века», «Литература II пол. XIX века», «Литература I пол. XX века», «Великая Отечественная война в русской литературе», «Поэзия 50–80-х гг.».

Слайд 14

Обзорные темы в 9 – 11 классах представляют собой труднейшие разделы школьной

Обзорные темы в 9 – 11 классах представляют собой труднейшие разделы школьной
программы и требуют от учителя свободного владения разнообразными методическими приёмами, литературоведческими, искусствоведческими, историческими знаниями.

Слайд 15

В обзорной теме «Русский классицизм» следует не только показать школьникам значительность авторов

В обзорной теме «Русский классицизм» следует не только показать школьникам значительность авторов
данной эпохи, самобытность, оригинальность, богатство литературы классицизма, но и раскрыть содержание термина «литературное направление».

идеологические позиции;

философские взгляды;

эстетические принципы;

основные темы и конфликты
художественных произведений;

главные герои и принципы их типизации

основные критерии,
характеризующие
художественное
направление

характеристика эпохи;

особенности композиции, стиля и языка.

Слайд 16

Пример планирования занятия по обзорной теме «Первоначальное представление о классицизме» (9 класс):

Исторические

Пример планирования занятия по обзорной теме «Первоначальное представление о классицизме» (9 класс):
условия происхождения классицизма и его развития в Европе и России. Выражение в классицизме идеи единства государства, служения государственному долгу, подавления личного чувства во имя общих интересов, высоких нравственных идеалов.
Исходные принципы классицизма: подражание классикам (античным образцам), следование природе, правде жизни, голосу разума, культ строгих правил.
Драма — один из основных родов литературы. Комедия и трагедия как виды драматургии.
Драматургия — ведущая форма литературного творчества классицизма. Жан Расин и Пьер Корнель — корифеи французской классицистической трагедии. Жан Батист Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма.

Слайд 17

Рекомендовано ограничиться постановкой перед учащимися нескольких вопросов:

Что надо знать о литературном направлении?
С

Рекомендовано ограничиться постановкой перед учащимися нескольких вопросов: Что надо знать о литературном
какими историческими изменениями в жизни общества связано появление классицизма как направления искусства?
Какие требования предъявлялись теорией классицизма к литературе?
Какие герои прославлялись и какие осуждались в трагедиях и комедиях XVII—XVIII веков?
Что ценного, неумирающего оставил классицизм мировому искусству?

Слайд 18

Задачи работы над темой «Романтизм», изучаемой в 9 классе, несколько иные. В

Задачи работы над темой «Романтизм», изучаемой в 9 классе, несколько иные. В
процессе её изучения учащиеся получают знания о романтизме как о литературном направлении. По существу этот урок можно считать этапом обобщения знаний о романтических произведениях, полученных в средних классах (перенос накопленных знаний в новую ситуацию). Важно, «чтобы новые понятия по теории литературы опирались на знакомый ученикам материал и помогали заново увидеть его, осмыслить в новых, более сложных и всеобщих связях» (Л. А. Мурач, В. Г. Маранцман, А. В. Дановский).

Слайд 19

В процессе работы над обзорной темой было выработано несколько вариантов

Первый –

В процессе работы над обзорной темой было выработано несколько вариантов Первый –
традиционный, включающий лекцию учителя с элементами беседы, выступления учеников с докладами, использование наглядности (произведений живописи и музыки, таблиц, схем и т. д.).
В ходе лекции учащиеся слабого и среднего уровня познавательных возможностей составляли тезисный конспект лекции учителя, опираясь на предложенный план, сильные – готовили индивидуальные выступления самостоятельно.

Слайд 20

Другой вариант – исследовательская и творческая деятельность школьников по освоению понятия в

Другой вариант – исследовательская и творческая деятельность школьников по освоению понятия в
малых группах с использованием приёма сопоставления и игровых технологий. Такая форма работы вовлекает старшеклассников в коллективное обсуждение поставленных учебных задач, способствует развитию у обучаемых самостоятельности и коммуникативных умений.

Слайд 21

Вариативность в изложении материала призвана решить следующие методические задачи:

помочь учащимся осмыслить специфику

Вариативность в изложении материала призвана решить следующие методические задачи: помочь учащимся осмыслить
романтизма как литературного направления;
дать установку на освоение школьниками художественного своеобразия романтических произведений русской литературы;
пробудить у учащихся желание самостоятельно расширить представление о развитии и бытовании романтизма в славянских литературах.

Слайд 22

В лекции «У истоков романтизма» учитель остановился на характеристике литературного направления, показал

В лекции «У истоков романтизма» учитель остановился на характеристике литературного направления, показал
предпосылки формирования романтизма в русской и белорусской литературах, выделил основные периоды развития романтизма, обосновал философские и эстетические принципы романтического искусства. Учитель обратил внимание учеников на то, что романтизм – это особый тип мировоззрения (эстетический, творческий в своей основе) и одновременно – художественное направление. В основе эстетики – отказ от «подражания природе», провозглашение творческой свободы художника и его права на преображение реальности. Романтизм впервые открыл человеческую личность как самое ценное во Вселенной. К духовному миру человека, его разуму обратился и XVIII век, освободив мышление от религиозного влияния. Но личность в эпоху классицизма все свои внутренние возможности направляла на процветание отечества. Идея гражданского служения для неё становится главной. И лишь в эпоху романтизма человек стал отождествляться с Богом, с Универсумом. Его внутреннее «Я» возвысилось. Человеческое, духовное становится более значимым, чем материальное и общественное.

Слайд 23

Учителю здесь уместно вспомнить, что такое классицизм и, отталкиваясь от этого, охарактеризовать

Учителю здесь уместно вспомнить, что такое классицизм и, отталкиваясь от этого, охарактеризовать
новое литературное направление. Ученики в качестве домашнего задания готовили письменно ответ на вопрос: какие ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы слышите слова «классический», «романтический»? На уроке из самых частотных образов были составлены лексические ряды слов - образные ассоциации, связанные со словами «классический», «романтический»: «образцовый», «античный», «совершенный», «признанный», «строгий», «нормированный», «торжественный», «разумный»; «таинственный», «субъективный», «универсальный», «исключительный», «непохожий», «одинокий», «лирический», «волшебный», «загадочный» и т. д. Учитель сопоставляет общеупотребительное значение этих слов с научными понятиями (работа со словарём).

Слайд 24

Второй вариант. Ребята выбирают тот или иной мини-блок согласно своим интересам и

Второй вариант. Ребята выбирают тот или иной мини-блок согласно своим интересам и
в зависимости от характера предлагаемых вопросов-заданий:

1. Романтическая лирика первой половины XIX века в восприятии современных школьников (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф Рылеев, А. С. Пушкин, А. Мицкевич).
2. «Я знал одной лишь думы власть,
Одну, – но пламенную страсть...». Герой романтического произведения.
3. Романтизм в музыке и живописи (Ф. Шопен, И.Брамс, М.Глинка, А.Даргомыжский, А.Алябьев; Э.Делакруа, О.Кипренский, К.Брюллов).

Слайд 25

Покажем на примере раздела «Духовно-культурная ситуация рубежа ХIХ – ХХ вв.» взаимосвязь

Покажем на примере раздела «Духовно-культурная ситуация рубежа ХIХ – ХХ вв.» взаимосвязь
обзорных и монографических уроков.

Важнейшие задачи изучения данной темы в 11 классе:
показать обусловленность развития модернизма в России общественной жизнью, историческими событиями;
познакомить с основными положениями эстетики русского модернизма, проследить развитие идейно-художественных, эстетических, философских проблем в литературных декларациях течений;
выявить общестилевые традиции в творчестве авторов, позволяющие объединить их в литературное течение;
определить творческую индивидуальность поэтов, избранных в качестве представителей данного течения;
установить связи эпохи с русской и мировой культурой;
способствовать формированию целостного представления о своеобразии и месте периода в истории литературы;
помочь постичь идеалы поколения, их общечеловеческий смысл.

Слайд 26

Цель урока-пролога к системе уроков –

дать общее представление о социокультурной ситуации

Цель урока-пролога к системе уроков – дать общее представление о социокультурной ситуации
на рубеже веков;
ввести в историко-культурный контекст, в котором развивалось творчество писателей как реалистического, так и модернистского направлений.

Слайд 27

Ход урока

В ходе лекции «Литература на рубеже ХIХ – ХХ вв. как

Ход урока В ходе лекции «Литература на рубеже ХIХ – ХХ вв.
особый этап истории художественного развития России» актуализируем полученные ранее знания об отличительных чертах литературы «классического» ХIХ века, а также о «стадиальности» в развитии искусства.
В истории русской литературы времена преимущественного развития прозы и поэзии сменяют друг друга с измеряемой регулярностью: первая треть ХIХ в., первая половина 1860-х, последнее десятилетие ХIХ в. и первая четверть ХХ в.; начало 60-х ХХ в. – времена торжества поэзии, когда она выдвигается на первый план читательского интереса. В остальные периоды господствует проза. Данная «пульсация» четко соотносится с социально-историческими событиями (восстание декабристов, крестьянская реформа, эпоха войн и революций, хрущевская «оттепель»).

Слайд 28

Далее в ходе проблемного повторения и лекции учителя составляется таблица, отражающая характер

Далее в ходе проблемного повторения и лекции учителя составляется таблица, отражающая характер
исканий, мироощущение художника новой эпохи в сравнении с мировидением художника «золотого века».

Духовные искания художников «золотого» и «серебряного века»

Слайд 29

Деятельностный подход в работе над обзорными темами

конкретизируется разнообразием методических форм и

Деятельностный подход в работе над обзорными темами конкретизируется разнообразием методических форм и
приемов, стимулирующих творческую деятельность учащихся на материале темы, соблюдении преемственности с содержанием и разновидностями деятельности учащихся, осуществляемыми при изучении обзорных тем; практической направленности работы.

Слайд 30

Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции.

Специфика школьной лекции состоит в

Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции. Специфика школьной лекции состоит
том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учеников: читая лекцию, учитель одновременно руководит работой слушателей.
Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение, помогает становлению личности.
Обзорные лекции предполагают активную самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и учеников. Лекция предполагает участие учеников в решении проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает необходимой систему активных форм обучения.

Слайд 31

Лекция, как метод изучения биографии писателя, имеет свои особенности. В отличие от

Лекция, как метод изучения биографии писателя, имеет свои особенности. В отличие от
рассказа учи­теля, в котором преобладает художественно-образная форма изложения, лекция содержит научнологические обобщения. В ней события, факты, обстоятельства жизни писателя излагаются в строгой логической по­следовательности.

Слайд 32

В школьной практике различают две разновидности лекционного метода:

монологическое изложение ма­териала, с применением

В школьной практике различают две разновидности лекционного метода: монологическое изложение ма­териала, с
ораторских приемов (ритори­ческих восклицаний, обращений, вопросов и т. п.), усиливающих эмоциональные воздействия на учащих­ся;
монологическое изложение материала с приме­нением проблемных вопросов и постановки исследо­вательских задач.

Слайд 33

Готовясь к лекции, учитель, прежде всего, ищет ключевую проблему обзора, которую предстоит

Готовясь к лекции, учитель, прежде всего, ищет ключевую проблему обзора, которую предстоит
решать на уроке.

Например, в обзорной лекции, посвященной литературе «серебряного века», можно просто факт за фактом рассказать об основных вехах эпохи, художественных принципах ведущих направлений, характере литературной борьбы. Но гораздо интереснее решать в лекции один из проблемных вопросов, связанных с общественно-культурной ситуацией рубежа столетий (Это типичное явление для всех национальных литератур или оно является особенностью только русской литературы? Чего больше в культуре рубежа веков - следования традициям или новаторства?).

Слайд 34

При подготовке лекции важно четко разработать ее концепцию. В данном обзоре центральными

При подготовке лекции важно четко разработать ее концепцию. В данном обзоре центральными
могут стать различные проблемы, которые и будут формировать фактуальный материал.

Варианты планирования обзорной темы «Серебряный век» русской культуры»

Слайд 35

Приемы активизации деятельности учащихся на обзорных уроках:

привлечение учеников-ассистентов для выразительного чтения, для

Приемы активизации деятельности учащихся на обзорных уроках: привлечение учеников-ассистентов для выразительного чтения,
художественного пересказа (интересной публикации документа эпохи, мемуарных свидетельств); небольшого сообщения, демонстрации наглядности, самостоятельного анализа произведения, объяснения новых понятий;
составление «словаря эпохи»;
подготовка по материалам словаря устного сообщения;
сбор и классификация материала под определенным углом зрения (рассмотрение художественно-эстетической системы на трех уровнях: поэтическая школа – модернистская литература – русская литература конца ХIХ - начала ХХ вв.);
выступления учащихся с краткими информативными сообщениями, дополняющими лекцию учителя;
решение «литературных» задач и т.п.

Слайд 36

Обзорные разделы

формируют системный взгляд на историко-культурный процесс и его внутренние закономерности, углубляют

Обзорные разделы формируют системный взгляд на историко-культурный процесс и его внутренние закономерности,
представления учащихся об основных эстетических системах в мировой культуре; ломают внутренние перегородки между монографическими темами, их разобщенность; развивают аналитические и синтезирующие способности старшеклассников.

Слайд 37

Монографическая тема–

основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса в школе. Логика изучения литературы

Монографическая тема– основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса в школе. Логика изучения литературы
в старшем звене заключается в чередовании обзорных и монографических тем.
После урока-обзора, на котором дается общая характеристики историко-культурного периода, проводится цикл уроков, посвященных изучению творчества виднейших представителей данного периода.
Так, в программе IХ кл. русский реализм первой половины ХIХ в. представлен четырьмя монографическими разделами: «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума», «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика. Роман «Евгений Онегин», «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Роман «Герой нашего времени», «Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души»».

Слайд 38

Выбор «тактики» монографического рассмотрения творчества конкретного автора зависит от жанровой специфики и

Выбор «тактики» монографического рассмотрения творчества конкретного автора зависит от жанровой специфики и
художественных особенностей произведения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, воспитательных и частнометодических целей.
Эффективности изучения монографических тем способствуют вариативность избираемых учителем методов работы, чередование репродуктивных и творческих приемов, монологической и диалогической речи.
Работа над монографической темой предполагает установление связи между творчеством отдельных писателей, изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании произведений. Такая «перекличка» тем, идей, образов формирует историческое мышление учащихся, приучает их рассматривать изучаемые явления в связи и взаимосвязи.

Слайд 39

Структура монографической темы

1) вступительный этап: знакомство с жизнью и творчеством писателя, способствует

Структура монографической темы 1) вступительный этап: знакомство с жизнью и творчеством писателя,
пониманию художественного мира его произведений и его места в историко-литературном процессе;
2) основной этап: уроки, посвященные текстуальному анализу одного или нескольких произведений писателя;
3) заключительный этап: уроки обобщающего и контролирующего характера.

Слайд 40

Формы уроков по изучению биографии в старших классах

лекция учителя;
конспектирование учащихся (по опорным

Формы уроков по изучению биографии в старших классах лекция учителя; конспектирование учащихся
датам > по плану > составление плана по лекции);
составление таблицы;
составление схемы;
конспект учебника;
лекция учителя с использованием сообщений учащихся;
урок групповой работы;
экскурсия (очная и заочная).

Слайд 41

При планировании изучения монографической темы возможны различные варианты:

как предваряющее, так и

При планировании изучения монографической темы возможны различные варианты: как предваряющее, так и
попутное изучение творческой биографии художника слова. При монографическом изучении творчества поэта его творческая биография чаще всего изучается целостно с уроками по лирике.

Слайд 42

В качестве примера раскроем два варианта планирования изучения темы «Н. А. Некрасов»

В качестве примера раскроем два варианта планирования изучения темы «Н. А. Некрасов» в X классе.
в X классе.

Слайд 43

Планирование уроков творческой биографии с учетом групповых и инд. домашних и классных

Планирование уроков творческой биографии с учетом групповых и инд. домашних и классных
занятий может выглядеть следующим образом:

Слайд 44

Творческая самостоятельная работа (заочная экскурсия) проводится по трем групповым темам-заданиям:

1. Жизнь

Творческая самостоятельная работа (заочная экскурсия) проводится по трем групповым темам-заданиям: 1. Жизнь
Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.
Задача: показать значение общения писателя с природой, с народом в его напряженных внутренних исканиях; раскрыть отношение Толстого к физическому и писательскому труду. Повторить основные биографические сведения.

Слайд 45

2. По комнатам музея (зал, маленькая гостиная, кабинет писателя на 2-м этаже,

2. По комнатам музея (зал, маленькая гостиная, кабинет писателя на 2-м этаже,
секретарская («ремингтонная»), кабинет в комнате «под сводами», комната домашнего врача, флигель, в котором была школа).
Задача: приблизить учащихся к личности Толстого, раскрыть величие его творческого и физического труда, круг интересов, знакомства, искания.

Творческая самостоятельная работа (заочная экскурсия) проводится по трем групповым темам-заданиям:

Слайд 46

3. Народная тропа к Толстому.
Задача: используя отзыв современников Толстого о Ясной

3. Народная тропа к Толстому. Задача: используя отзыв современников Толстого о Ясной
Поляне и посетителей музея со времени его основания, показать мировое значение творчества писателя, огромную любовь к нему.

Творческая самостоятельная работа (заочная экскурсия) проводится по трем групповым темам-заданиям:

Слайд 47

Лекция о биографии писателя в VIII—X классах, по мнению профессора В. В.

Лекция о биографии писателя в VIII—X классах, по мнению профессора В. В.
Голубкова, должна выяснить:

в чем особенность писателя как художника и мыслителя, как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами, с народной жизнью;
как развивался стиль писателя, каковы были основ­ные этапы его творческого пути;
что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы.

Слайд 48

На основе теории деятельностного подхода в обучении педагогической наукой разработаны новые технологии,

На основе теории деятельностного подхода в обучении педагогической наукой разработаны новые технологии,
определяющие направление совершенствования системы обучения школьному предмету.

Игровые технологии (Б.П. Никитин, В.В. Кирюшина, Г.П. Щедровицкий, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин) способствуют активизации учебного процесса с их методами обучающих, развивающих и деловых игр.
Технология проблемного обучения (поисковая и исследовательская А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, В. Оконь и др.) создана для интенсификации обучения за счёт увеличения доли самостоятельной, индивидуальной, групповой формы работы и дифференцированного подхода к обучению каждого ученика.
Технология критического мышления и дискуссия (В.В. Гузеев, Р.В.Овчарова, и др.) развивает коммуникативные навыки учащихся и учит работать их с информацией разных видов.
Проектная технология (С.Т. Шацкий, П.С. Лернер, Е.С. Полат и др.) предполагает углубленное изучение предмета и способствует обобщению знаний по изученной теме.

Слайд 49

При изучении монографической темы используются все виды учебной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная,

При изучении монографической темы используются все виды учебной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная,
учебная, творческая, коммуникативная. Их элементы соединяются и в проектной деятельности, поэтому всё разнообразие проектов возможно использовать в рамках монографической темы.

Слайд 50

Одна из основных целей урока литературы - активизация познавательного интереса ученика к

Одна из основных целей урока литературы - активизация познавательного интереса ученика к
художественному произведению и личности автора. Для того чтобы деятельность ученика в ходе изучения и анализа произведения была приоритетной, необходимо использовать активные формы обучения. Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала.

Слайд 51

Если соотнести классификацию литературных проектов и содержание этапов работы над монографической темой,

Если соотнести классификацию литературных проектов и содержание этапов работы над монографической темой,
выстраивается следующая универсальная система проектной деятельности:

Слайд 52

Формы контроля биографического материала в старших классах

1) непосредственный контроль после биографических уроков:
фронтальный

Формы контроля биографического материала в старших классах 1) непосредственный контроль после биографических
опрос в начале следующего урока;
блиц-опрос;
тест;
письменные ответы на вопросы по карточкам;
2) биографический материал в итоговых формах контроля:
включение тем биографического характера в итоговый контроль;
устный зачет;
итоговый тест.

Слайд 53

Практическое задание:

Выполнить тематическое планирование (тема «Творчество Ф.М.Достоевского»).
Написать конспект урока-лекции (вступительное занятие)

Практическое задание: Выполнить тематическое планирование (тема «Творчество Ф.М.Достоевского»). Написать конспект урока-лекции (вступительное занятие) по творчеству Ф.М.Достоевского.
по творчеству Ф.М.Достоевского.

Слайд 54

Ознакомьтесь с методическими советами современного учителя-методиста С.А.Лукьянова:

«Каждая монографическая тема может представлять

Ознакомьтесь с методическими советами современного учителя-методиста С.А.Лукьянова: «Каждая монографическая тема может представлять
собой цикл уроков, начинающихся одной-двумя лекциями и завершающихся рядом семинарских занятий. Многочасовые темы целесообразно завершать проведением уроков-консультаций, на которых вопросы задают только ученики. Подобные уроки предполагают большую ответственность и солидную подготовку учителя, но при удачном проведении способствуют укреплению его авторитета».
Насколько логична предлагаемая схема изучения монографических тем (две-три лекции – ряд семинарских занятий – уроки-консультации)? В чем достоинства и недостатки такой схемы?