Слайд 2«Капитанская дочка» - последнее прозаическое произведение А. С. Пушкина.
Стремясь к исторической точности,
писатель изучал архивы, посещал места, связанные с восстанием Емельяна Пугачева.
Основной темой романа является восстание Пугачева (1773-1775 годах).
Слайд 3Помимо основной, исторической
темы, в произведении отражены
все наиболее важные темы позднего периода творчества
А. С. Пушкина:
место «маленького человека» в
исторических событиях нравственный выбор в сложных
обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, тема семейных отношений.
Слайд 4Композиции романа присущ принцип симметричности:
Две сюжетные линии: историческая (описания восстания Пугачева) и
частная (отношения Гринева и Маши, семейная жизнь Мироновых и Гриневых)
Два мира: народный (во главе Пугачев) и дворянский (во главе Екатерина 2)
Слайд 5Сопоставление сюжетных ситуаций: Маша оказывается в беде из-за законов народного восстания, a
Петр ее спасает при помощи народного царя; Гринев попадает в беду из-за законов дворянской государственности, а Маша его спасает, прибегнув к помощи государственности.
Слайд 6Основные темы
Историческое восстание Пугачева 1773-1775 годов;
Любовная: любовь представителей разных поколений;
Место «маленького человека»
в исторических событиях.
Нравственный выбор в жестких обстоятельствах.
Взаимоотношения народа и власти
Закон и милосердие.
«Мысль семейная».
Слайд 7Идея
Изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьян. Главная идея
повести заложена в общем эпиграфе «Береги честь смолоду» - наставлении отца главному герою, то есть при любых обстоятельствах нужно оставаться верным долгу и чести.
Слайд 8Жанр
По объему сюжета, системе образов – повесть
Социально-исторический роман: исследование исторических и социальных
тенденций национального бытия, в основе романа - грандиозное событие, перевернувшее национальную жизнь
Слайд 9Образ Емельяна Пугачева
Пугачев - воплощение народного характера, он талантливый вождь стихийного бунта.
Планы Пугачева не идут дальше того, чтобы «сколько-нибудь поцарствовать» подобно Гришке Отрепьеву. Программа Пугачева сводится к морали сказки об орле и вороне:
чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться кровью. Однако Пугачев объективно оценивает
собственные возможности и интересы сподвижников: «Улица моя тесна. Воли мне мало. Ребята мои умничают».
Сильная, незаурядная натура: ум, героизм, сочетание гуманности и беспощадности,
русская удаль. Образ Пугачева порой окрашивается в юмористические тона: пытаясь произвести впечатление, он облачается в красный кафтан, высокую шапку, въезжает в крепость на белом коне, кидает в толпу медные монеты. Ему кажется, что именно так ведет себя царь.
Наивная игра в царя-батюшку, наигранная внешняя величественность добавляет обаяния
Пугачеву.
Слайд 10Если после взятия Белогорской крепости Гринев видит Пугачева в окружении ближайших сподвижников,
среди которых он как первый среди равных, они вместе поют, то по возвращении из Оренбурга Гринев находит Пугачева в «царской избе» рядом с самыми избранными: «фельдмаршал» Белобородов и Хлопуша. Пугачеву все труднее удерживать власть, заставлять повиноваться огромную массу вооруженных, почувствовавших свою силу людей.
Слайд 11В центре произведения - странные отношения Пугачева
и Гринева, своеобразный обмен благодеяниями,
диалог добрых
дел.
Симпатия Пугачева к Гриневу - это проявление признательности к чистой душе, потому что сам Пугачев, несмотря на кровопролития, всё же душой чист.
Слайд 12Образы Пугачева и Екатерины абсолютно противоположны. Пугачев яркий, эмоциональный, живой, а Екатерина
показана сдержанно, она и по натуре неяркая. Пугачев спасает Гринева и Машу вопреки своей роли предводителя бунта, им руководят чувства, личные пристрастия. Екатерина же помогает Маше и спасает Гринева не вопреки своей роли, а в соответствии с ней, следуя регламенту. Она убеждается, что Гринев не изменник и есть формальные причины его реабилитировать, ее симпатия к Маше никакой роли здесь не играет.
Слайд 13Смысл названия
Маша Миронова
Дочка коменданта Белогорской крепости
Простая, скромная, умная, естественная
Поначалу наивная и доверчивая,
даже немного трусливая, однако в случае необходимости может решиться на крайние меры
Маша - единственный герой, занимающий позицию «над схваткой», не принявший участия в злодействах эпохи.
История спасения Маши изображает Пугачева как человека, а не зверя
В капитанской дочке совмещаются кровь дворянская и народная, правда дворянская и народная, ее душе понятны и представления о дворянской чести, и ментальные ценности народа.
Но в самой эпохе дворянские и народные идеалы непримиримы
Слайд 14Русские писатели обращались к описанию гражданских исторических событий, исследуя, как соотносятся частные
судьбы
и общая судьба народа. Как правило, классики обращались к событиям прошлого, в которых так или иначе отражалась современность, ища исторический параллелизм,
изучая закономерности бытия.
Но главное - то, что эти герои приходят к осознанию личной ответственности перед настоящим и будущим.
Слайд 15Образ Петра Гринева
Гринев отражает средний уровень самосознания дворянской молодежи XVIII века. Однако
в крепости окажется, что от Бопре и французский язык, и способность к стихосложению, и фехтование - доказательство не столько добросовестности учителя, сколько способностей Гринева. Он не стал новым Митрофанушкой благодаря примеру отца, его завету беречь честь и испытанию историей.
Гриневу свойственны благородство, прямота и душевная чистота.
Его антипод - Швабрин, бывший гвардейский офицер, негодяй и интриган.
Герои поставлены в ситуации нравственного выбора сначала на уровне частной жизни, в соперничестве из-за Маши, а затем на уровне историческом, по-разному проявляя себя в столкновении со стихией крестьянской войны.
Слайд 16Гринев - 17-летний юноша - подвергся испытанию историей и с честью его
выдержал. Он дан в процессе эволюции, которую можно отследить по его отношению к Архипу Савельичу.
Гринев вырос нравственно, изжил барские амбиции и эгоизм.
Гринев извлек урок, который завещал потомкам: судьба и благополучие дворянства зависят от его отношения к крестьянству и требуют гуманности.
Символичен сон Гринева: мужик с черной бородой хочет благословить Гринева, что можно интерпретировать так: дворянство должно добиться благословения крестьянства, иначе оно погибнет в кровавой анархии бунта.
Народ показан в разных ракурсах: это бунтовщики, но это и Савельич - разные герои народного характера. Крестьянство показано в многостороннем отношении к помещику.
Слайд 17Дворянство также многогранно: Мироновы не являются владельцами людей, и в этом основа
их нравственного здоровья, внутренней гармонии.
Гринев-отец строг, но справедлив с крепостными. Однако он расправляется с Бопре, наносит обиду Савельичу, - гуманность и крепостные нравы не совместимы.
Центр произведения - исследование правды дворянской и правды народной, равновеликих, но несовместимых
Слайд 18Бунт
Бунт спровоцирован жестокостью государства и его оплота (дворянства), показана расправа над перебежчиком
без языка, по дороге в Оренбург Гринев видит толпы колодников с клеймами на лицах, изувеченными носами. Пугачев расправляется с гарнизоном крепости.
«Бедствие доходило до крайности»
Слайд 19Художественные особенности
• А. С. Пушкин придал своему произведению форму мемуаров, сочиненных Петром
Гриневым в зрелом возрасте для внуков.
В романе неразрывно сочетаются историческая достоверность и художественная правда.
Переплетение повествования об исторических личностях и вымышленных персонажах.
Характер главного героя - Петра Гринева - дается в развитии.
Язык романа - образец классической простоты, образности и сжатости. У каждого героя свой стиль речи.
Обилие фольклорного материала: пословицы, поговорки, сказки, разбойничьи песни.