Л. Петрушевская. Дама с собаками

Содержание

Слайд 2

26.05.1938 г

26.05.1938 г

Слайд 4

Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская — российский прозаик, поэтесса, драматург и певица.Родилась в Москве

Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская — российский прозаик, поэтесса, драматург и певица.Родилась в Москве
в семье служащего. , окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали в Перестройку.Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена в 1979 году Р. Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также В. Голиковым в театре-студии ЛГУ и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику её драматургических произведений).Проза Петрушевской продолжает её драматургию втематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996). Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.

Слайд 5

Классик современной литературы

Людмила Петрушевская пишет, как она выражается, всё – и

Классик современной литературы Людмила Петрушевская пишет, как она выражается, всё – и
добавляет: «Кроме доносов». Изобретает новый язык и сочиняет на нем цикл сказок. Выступает с концертами как певица, автор и композитор, устраивает выставки своих работ, и за все это получает премии: Государственную премию, Независимую премию «Триумф», театральную «Станиславский», премии Бунина, Гоголя, Довлатова, немецкую «Pushkinpreis», американскую «World Fantasy Award», русско-итальянскую «Москва-Пенне» и др. Людмила Петрушевская – академик Баварской академии искусств.

Слайд 6

Писательница о начале своего пути

Я же провела в 20 лет почти

Писательница о начале своего пути Я же провела в 20 лет почти
три месяца в страшной больнице среди парализованных. Мне поставили плохой диагноз — рассеянный склероз, это смертельная болезнь. Я лежала в неврологии рядом с умирающими, неподвижными, а мои соседки рассказывали мне свою жизнь. Я каждый день писала из больницы письма своему любимому и тогда, наверное, стала писателем. Я поняла, что мир полон боли, в 20 лет, когда сама была близка к этому. Поэтому ничего другого я писать не могла, я писала только о нищих, больных, брошенных, голодных, и каждый рассказ был документом. Но я старалась так прятать концы, что мои герои никогда себя не узнавали.

Слайд 7

Вообще песни и танец — это счастье… Еще у меня выходят сейчас

Вообще песни и танец — это счастье… Еще у меня выходят сейчас
две выставки, там мои картины, портреты. Одна из них называется «Это просто Петрушающе!», это полный абсурд. А другая — «Петрушествие», это моя квартира и моя история. Там все мое из прошлого века: стол, кресло, пианино и пишущая машинка «Колибри»…

Слайд 10

Интертекстуальность

Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под

Интертекстуальность Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под
впечатлением жизни в Ялте. Тема, изложенная в произведении проста и многим читателям знакома – курортный роман и его последствия. Но задумкой Чехова не было изобразить пресловутый курортный роман. Цель произведения лежит гораздо глубже.
Автор желает показать читателю (и особенно читателю того времени), как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество.
Герой Чехова, Дмитрий Дмитрич Гуров, был убежден в том, что все женщины одинаковы и счастья как такового нет: «Изменять ей <жене> он начал уже давно, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно, и когда в его присутствии говорили о них, то он называл их так: -Низшая раса!» Один-единственный случай смог изменить, хоть и не сразу, его мнение о женщинах. То была встреча с Анной Сергеевной фон Дидериц, молодой замужней женщиной, приехавшей в Ялту отдыхать

Слайд 11

Познакомившись, Дмитрий Дмитрич и Анна Сергеевна много времени проводили вместе, днем гуляя

Познакомившись, Дмитрий Дмитрич и Анна Сергеевна много времени проводили вместе, днем гуляя
и вечером уезжая за город, несмотря на смущение Анны Сергеевны и ее слова о том, что она «стала пошлой, дрянной женщиной, которую всякий может презирать». Обоим были приятны общение и прогулки и оба думали, что после расставания навсегда забудут друг о друге. Но прошло больше месяца, и Гуров понял, что забыть свою недавнюю знакомую уже не сможет, она везде чудится ему. Рассказать кому-то о своих мучениях он не может, т.к. «дома нельзя было говорить о своей любви, а вне дома – не с кем». В итоге герой говорит жене, что едет в Петербург хлопотать за одного молодого человека, и уезжает в город С., туда, где живет Анна Сергеевна. Встретившись, оба понимают, что их чувства сильнее простого увлечения, и Анна Сергеевна просит уехать поскорее Дмитрия Дмитрича, пообещав приезжать к нему в Москву, где они впоследствии будет встречаться в «Славянском базаре» раз в два-три месяца. Оба понимали, что эта встреча изменила их, что «до конца еще далеко-далеко и что самое трудное только еще начинается». Чехов сумел рассказать историю о двух случайно встретившихся несчастных людях (Дмитрия Дмитрича рано женили, а Анна Сергеевна вышла рано замуж из любопытства, из-за чего оба не были счастливы), которые, прячась от общества, нашли счастье друг в друге. Финал рассказа остался открытым.

Слайд 12

Работа с текстом в формате ЕГЭ Алгоритм определения проблемы

1)Внимательно прочитайте текст .

Работа с текстом в формате ЕГЭ Алгоритм определения проблемы 1)Внимательно прочитайте текст
О чем говорится в нем?
2) Составьте назывной план.
3)Составьте вопросный план текста на основе назывного. Отвечая на поставленные вопросы , вы напишите комментарий и выделите главную мысль теста.
4) Сформулируйте проблему текста .

Слайд 13

Составьте вопросный план на основе назывного

1) Предоставление апартаментов в Доме

Составьте вопросный план на основе назывного 1) Предоставление апартаментов в Доме творчества
творчества по старой памяти.
2)Явление Дамы с собаками.
3)Смущение всех при ее появлении.
4) Внешний вид –любовь к побрякушкам.
5) Сущность ханжи и старой девы.
6)Отношение к ней в учреждении.
7)Попытка суицида .
8)Конец этой безобразной жизни.

Слайд 14

«Дама с собаками» Дополните характеристику героини Петрушевской

Жена крупного деятеля искусств
Дочь крупного деятеля

«Дама с собаками» Дополните характеристику героини Петрушевской Жена крупного деятеля искусств Дочь
прежнего времени
Скандалистка
Безобразный роман
Брижит Бордо
Детей ненавидела
Бижутерия ее любила
сущность ханжи и старой девы
В учреждении терпели едва-едва
давала пышные обещания
Опасались ее всерьез
Суицидальница

Слайд 15

Как автор относится к своей героине?

Авторская позиция проявляется :
1) в подборе фактов,

Как автор относится к своей героине? Авторская позиция проявляется : 1) в
отборе жизненного материала и его осмыслении под авторским углом зрения;
2)в сопоставлении персонажей;
3)в языковом оформлении текста ( оценочная лексика,
Образные средства: яркие эпитеты, авторские метафоры ,олицетворения , риторические вопросы и восклицания)

Слайд 16

Позиция автора

1)Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
2)Как автор оценивает описываемую

Позиция автора 1)Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? 2)Как автор
конкретную ситуацию , поступки героев?
3)Встречается ли в тексте характеристика героев ,их поступков, черт характера , внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?
4.Какие слова, художественные приемы , которые выражают авторское отношение ,дают отрицательную или положительную оценку описываемых фактов?
5)Какова интонация рассказа (взволнованная , спокойная)?

Слайд 17

В чем отличие чеховского теста от петрушевского ?

Петрушевская ведет игру с

В чем отличие чеховского теста от петрушевского ? Петрушевская ведет игру с
чеховскими мотивами, меняя обстановку и героев с точностью до наоборот. Даже стиль написания, язык более грубый: героиня Чехова нежная и чистая, жаждущая светлых отношений, у Петрушевской «дама» уже испорчена обществом, одинокая и грубая скандалистка, которую автор сравнивает с животным. То есть это даже не человек уже, а подобие тех оборванных собак, которых героиня подбирала. В ее жизни нет любви. Сложно сказать, любит ли она на самом деле своих собак: «Собаки ее не ругали, бижутерия ее любила, и это все, что ей оставалось». То есть собаки были ей близки лишь потому, что не ругали. Также героиня могла разговаривать с ними, и они не возражали ей. Тема одиночества доведена до предела, одиночество сводит с ума и убивает человека, а общество остается равнодушным. Чехов показал в своем рассказе, что не бывает безысходных ситуаций, плюсы можно найти во всем. Петрушевская обыграла эту тему с отрицательным знаком: ее игра с чеховскими мотивами закончилась смертью героини, ее уничтожением, моральным (в первую очередь) и физическим. Создается впечатление, что у Петрушевской была цель довести рассказ до конца, при этом поспорить с Чеховым и сделать мрачные краски еще мрачнее, отрицательные качества еще хуже, а одиноких людей – еще более одинокими и жалкими.

Слайд 18

Проблемы , поднятые в тексте

Проблема одиночества человека
Проблема равнодушного отношения общества

Проблемы , поднятые в тексте Проблема одиночества человека Проблема равнодушного отношения общества

к человеку
Какой становится женщина в отсутствии любви ?
Проблема «футлярности жизни»
Имя файла: Л.-Петрушевская.-Дама-с-собаками.pptx
Количество просмотров: 56
Количество скачиваний: 0