Нравственные искания Пьера Безухова в романе Война и мир Л.Н. Толстого

Содержание

Слайд 2

Пьер — “массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках”.
Он считает

Пьер — “массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках”. Он
Наполеона великим человеком — и довольствуется распространённым представлением о том, что историей управляют великие люди, “герои”.

Слайд 3

Мы знакомимся с Пьером в тот самый момент, когда он от избытка

Мы знакомимся с Пьером в тот самый момент, когда он от избытка
жизненной силы принимает участие в кутежах и почти разбоях (история с квартальным). Жизненная сила — его преимущество перед мертвенным светом (Андрей говорит, что Пьер — единственный “живой человек"). И это же — его главная беда, поскольку Безухов не знает, к чему приложить свою богатырскую силу, она бесцельна, есть в ней что-то ноздрёвское. Особые душевные и умственные запросы присущи Пьеру изначально (именно поэтому он выбирает себе в друзья Андрея), но они распылены, не облекаются в ясную и чёткую форму.

Слайд 4

Пьера отличает энергия, чувственность, доходящая до страстности, крайняя бесхитростность и близорукость (в

Пьера отличает энергия, чувственность, доходящая до страстности, крайняя бесхитростность и близорукость (в
прямом и переносном смыслах); всё это обрекает Пьера на необдуманные шаги. Как только Безухов становится наследником громадного состояния, прожигатели жизни немедленно опутывают его своими сетями, князь Василий женит Пьера на Элен.

Слайд 5

Разумеется, семейная жизнь не задаётся; принять правила, по которым живут великосветские прожигатели, Пьер

Разумеется, семейная жизнь не задаётся; принять правила, по которым живут великосветские прожигатели,
не может. И вот, разъехавшись с Элен, он впервые осознанно начинает искать ответ на мучающие его вопросы о смысле жизни, о предназначении человека.
“Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?” — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: “«Умрёшь — всё кончится. Умрёшь — и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно” (том II, часть вторая, главка I.).

Слайд 6

И тут на его жизненном пути встречается старый масон-наставник, Иосиф Алексеевич. (Масонами

И тут на его жизненном пути встречается старый масон-наставник, Иосиф Алексеевич. (Масонами
называли членов религиозно-политических организаций, “орденов”, “лож”, которые ставили перед собой цель нравственного самосовершенствования и намеревались преобразовать на этой основе общество и государство.) Метафорой жизненного пути служит в эпопее дорога, по которой путешествует Пьер; Иосиф Алексеевич сам подходит к Безухову на почтовой станции в Торжке и заводит с ним беседу о таинственном предназначении человека.

Слайд 7

В этих разговорах, беседах, чтении и размышлениях Пьеру приоткрывается та же истина,

В этих разговорах, беседах, чтении и размышлениях Пьеру приоткрывается та же истина,
что явилась на поле Аустерлица князю Андрею (Смысл жизни не в героическом подвиге, не в том, чтобы стать вождём, подобно Наполеону, а в том, чтобы служить людям, чувствовать себя причастным вечности...
Но истина именно приоткрывается, она звучит глухо, как дальний отголосок. И чем дальше, тем болезненнее Безухов ощущает лживость большинства масонов, несовпадение их мелочной светской жизни с провозглашёнными общечеловеческими идеалами. Да, Иосиф Алексеевич навсегда остаётся для него нравственным авторитетом, но само масонство в конце концов перестаёт отвечать духовным запросам Пьера. Тем более, что примирение с Элен, на которое он пошёл под масонским влиянием, ни к чему хорошему не приводит. А сделав шаг на социальном поприще в заданном масонами направлении, затеяв реформу в своих имениях, Пьер терпит неизбежное поражение — его непрактичность, доверчивость и бессистемность обрекают земельный эксперимент на провал.

Слайд 8

Разочарованный Безухов сначала превращается в добродушную тень своей хищной жены; кажется, что

Разочарованный Безухов сначала превращается в добродушную тень своей хищной жены; кажется, что
омут прожигателей жизни вот-вот сомкнётся над ним. Затем он опять начинает пить, кутить, возвращается к холостым привычкам молодости — и в конце концов перебирается из Петербурга в Москву. Превращение петербуржца Пьера в москвича равнозначно его отказу от каких бы то ни было жизненных устремлений.

Слайд 9

И тут надвигаются трагические и очищающие Россию события Отечественной войны 1812 года. Для

И тут надвигаются трагические и очищающие Россию события Отечественной войны 1812 года.
Безухова они имеют совершенно особое, личное значение. Ведь он давно влюблён в Наташу Ростову, надежды на союз с которой дважды перечёркнуты — его женитьбой на Элен и Наташиным обещанием князю Андрею. Лишь после истории с Курагиным, в преодолении последствий которой Пьер сыграл огромную роль, Безухов полуобъясняется Наташе в любви: “Всё пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей” (том II, часть пятая, главка XXII).

Слайд 10

Шаг за шагом автор ведёт своего любимого героя к постижению двух неразрывно

Шаг за шагом автор ведёт своего любимого героя к постижению двух неразрывно
связанных правд: правды искренней семейной жизни и правды общенародного единения. Из любопытства Пьер отправляется на поле Бородина как раз накануне великого сражения; наблюдая, общаясь с солдатами, он готовит свой ум и своё сердце к восприятию мысли, которую выскажет ему Болконский во время их последнего бородинского разговора: истина там, где “они”, простые солдаты, обычные русские люди.
Взгляды, которые Безухов исповедовал в начале «Войны и мира», переворачиваются, прежде он видел в Наполеоне источник исторического движения, теперь он видит в нём источник исторического зла, антихриста. И готов пожертвовать собой ради спасения человечества.

Слайд 11

Во время казни пленных Пьер сам сознаёт себя инструментом в чужих руках;

Во время казни пленных Пьер сам сознаёт себя инструментом в чужих руках;
его жизнь и его смерть от него на самом деле не зависят. А общение с простым крестьянином, “округлым” солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым, окончательно раскрывает перед Пьером перспективу новой жизненной философии. Назначение человека не в том, чтобы стать яркой личностью, отдельной от всех других личностей, а в том, чтобы отразить в себе народную жизнь во всей её полноте, стать частичкой мироздания. Только тогда можно ощутить себя поистине бессмертным: “Ха, ха, ха! — смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: — Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. — смеялся он с выступившими на глаза слезами... Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звёзд. «И всё это мое, и всё это во мне, и всё это я!..»” (том IV, часть вторая, главка XIV).

Слайд 12

Эпилог

 В эпилоге романе Пьер женится на Наташе Ростовой. Мы видим его,

Эпилог В эпилоге романе Пьер женится на Наташе Ростовой. Мы видим его,
напряженно думающего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества. Этот путь рисуется ему еще неясно, но мы знаем, что Пьер, по замыслу Толстого, должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки. 
Имя файла: Нравственные-искания-Пьера-Безухова-в-романе-Война-и-мир-Л.Н.-Толстого.pptx
Количество просмотров: 26
Количество скачиваний: 0