Презентация на тему Анализ лирического произведения А.С. Пушкин "К морю" 9 класс

Содержание

Слайд 2

Цели урока:

Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
Повторить понятия: романтизм, элегия.
Раскрыть тему свободы в

Цели урока: Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю» Повторить понятия: романтизм, элегия. Раскрыть
пушкинском стихотворении.
Проследить композицию и сюжет стихотворения.
Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)

Цели урока:

Слайд 3

Романтизм:

1. Романтическая страстная личность.
2. Конфликт между личностью и обществом.
3. Сильный характер романтического

Романтизм: 1. Романтическая страстная личность. 2. Конфликт между личностью и обществом. 3.
героя.
4. Исключительные обстоятельства.
5. Экзотическая природа, романтический пейзаж.
6. Стремление к абсолютной свободе.
7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира.

Слайд 4

Элегия -

жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья

Элегия - жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека
о жизни, о судьбе человека

Слайд 5

Море -

« свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный

Море - « свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный
шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…»

Слайд 6

Основная тема элегии -

Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это

Основная тема элегии - Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в
в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы» и т.д.

Слайд 7

Композиционный план стихотворения:

1-5 строфа – воспоминание о море;
6 строфа – порыв к

Композиционный план стихотворения: 1-5 строфа – воспоминание о море; 6 строфа –
личной свободе, желание вырваться на волю;
7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт;
9-10 строфа – образ Наполеона;
10-12 строфа – образ Байрона;
13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира;
14-15 строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.


Слайд 8

2 группа:

Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении

2 группа: Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в
моря.
2. Какое настроение они передают?
3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?

Слайд 9

3 группа:

Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»
Что

3 группа: Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»
это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?
Почему к морю поэт обращается в мужском роде?
2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?

Слайд 10

П.А.Вяземский:

«Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических

П.А.Вяземский: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два
фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».

Слайд 11

Лорд Байрон

Наполеон Бонапарт

Лорд Байрон Наполеон Бонапарт

Слайд 12

4 группа:

Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?
2. Звукопись стихотворения.

4 группа: Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин? 2. Звукопись
Найти примеры аллитерации, ассонанса.
Что придают звуковые повторы стихотворению?
Как помогают раскрыть тему моря?
3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:
«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?

Слайд 13

5 группа:

Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают

5 группа: Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают
в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)
2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?

Слайд 14

Композиция – построение произведения.
Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных

Композиция – построение произведения. Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
в его основу.

Слайд 15

6 группа:

Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у

6 группа: Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у
моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».
Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?
Какие слова стихотворения созвучны картине?
2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?
3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения?

Слайд 16

И.Е. Репин, И.К.Айвазовский
Пушкин у моря.
«Прощай, свободная стихия!»

И.Е. Репин, И.К.Айвазовский Пушкин у моря. «Прощай, свободная стихия!»

Слайд 17

Черты романтизма в элегии:

Пронизана романтическим настроением.
Романтический пейзаж.
Гордое одиночество поэта.
Романтичны скорбные думы о

Черты романтизма в элегии: Пронизана романтическим настроением. Романтический пейзаж. Гордое одиночество поэта.
судьбах человечества.
Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.