Слайд 2История создания
К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910
года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.
Слайд 3В Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды
послал подарок любимой женщине - простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви.
Слайд 4Задуманный небольшой, в печатный лист (двадцать одна страница), рассказ неожиданно для автора
давался с трудом, разрастался до размеров повести. Работа продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в альманахе “Земля”, зимой 1911 года.
Слайд 5Тема: любовь.
Идея: Изображение судьбы «маленького» человека, история его любви.
Композиция: 13 частей, вставные
новеллы, полемичность образных рядов.
Стиль: безличной болтовне противопоставляется «книжный характер» речи.
Слайд 6Символы
Гранатовый браслет
«Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося
в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» - так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».
Слайд 7Обращает на себя внимание разительное несоответствие «низкопробного, очень толстого» браслета и украшающих
его камней. Этот контраст проецируется на изображение социально униженного «маленького человека» Желткова, который, однако, таит в себе чувство прекрасного.
Слайд 8Жемчужные серьги
Героиня получает и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин
от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной чистоты, с другой – недоброго предзнаменования.
Слайд 9Также в изображении Желткова Куприн проводит аналогию с Башмачкиным Гоголя. Достигает этого
автор с помощью характеристики каллиграфического почерка героя.
Слайд 10Герои:
княгиня Вера Николаевна Шеина
Георгий Степанович Желтков
князь Василий Львович Шеин
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский
Анна Николаевна
Фриессе, сестра Веры
пани Заржицкая
генерал Аносов
Женни Рейтер