Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе

Содержание

Слайд 2

План презентации

Теории о внеземном

Метод познания мира

План презентации Теории о внеземном Метод познания мира

Слайд 3

Рождение современной научной-фантастики

Годом рождения современной отечественной фантастики считается 1957-ой – год

Рождение современной научной-фантастики Годом рождения современной отечественной фантастики считается 1957-ой – год
запуска первого искусственного спутника Земли и выхода в свет социально-философского романа Ефремова «Туманность Андромеды». Именно этот роман обеспечил расцвет фантастики в 1960-х гг. В 1963 г. Ефремов издает роман «Лезвие бритвы», а в 1968-ом – антиутопию «Час Быка». Антиутопический роман оказался «слишком» актуальным, и после смерти Ивана Антоновича в 1972 г. был почти на 20 лет изъят из библиотек.

Слайд 4

Сам Ефремов считал себя последователем русских космистов и особенно ценил В.И. Вернадского

Сам Ефремов считал себя последователем русских космистов и особенно ценил В.И. Вернадского
и К.Э. Циолковского, – по его собственному свидетельству, идея Великого Кольца миров заимствована им у Циолковского. На мировоззрение и философию Ефремова, несомненно, оказало значительное влияние изучение этической философии Рерихов. Так же как и Николай Рерих, Иван Ефремов одним из первых разрабатывал этические основы ноосферной концепции. Очень символично, что в день запуска первого спутника писатель получил телеграмму, в которой его поздравляли с началом эры Великого Кольца.

Слайд 5

Вклад в науку

Сам же Иван Ефремов не только внес достойный вклад в

Вклад в науку Сам же Иван Ефремов не только внес достойный вклад
науку
голография («Тень минувшего», 1943);
открытие алмазных залежей в Сибири («Алмазная труба», 1942–1943);
промышленное освоение дна морей и океанов («Атолл Факаофо», 1944);
проникновение в наследственную память («Эллинский секрет», 1943);
создание глобальных сетей связи («Туманность Андромеды», 1957);
микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными, которое
ставит диагноз и лечит изнутри («Сердце Змеи», 1959);
рост международного терроризма («Лезвие бритвы», 1962–1963);
приближение глобальной экологической катастрофы («Час Быка», 1967);
ультразвуковое оружие («Час быка», 1968) и т. д.

Слайд 6

Что касается внеземных цивилизаций, то Веком Космоса, после которого последует Эра Великого

Что касается внеземных цивилизаций, то Веком Космоса, после которого последует Эра Великого
Кольца, Ефремов называет XXVIII в.

Слайд 7

Теории о внеземном

Сторонники первой теории исходили из убеждения, что две ноги,

Теории о внеземном Сторонники первой теории исходили из убеждения, что две ноги,
две руки и размещение главных органов чувств в самой верхней точке – конструкция такая необходимая и целесообразная, что лучшую трудно себе представить. Конечно, разумные «внеземляне» могут слегка отличаться друг от друга пропорциями тела, разрезом глаз, цветом кожи, но в принципе все они должны иметь человеческий облик и быть настолько похожими на человека, что на большом расстоянии или в полутьме их можно даже и не опознать.

Слайд 8

Подобные суждения высмеивала другая группа биологов, которые полагали, что человеческое тело –

Подобные суждения высмеивала другая группа биологов, которые полагали, что человеческое тело –
это плод миллионов случайных выборов эволюции, сделанных ею на протяжении необозримо долгого времени. На любом из этих бесчисленных, но решающих этапов могла победить какая-либо другая генетическая случайность, и даже с лучшими результатами.

Слайд 9

Была и третья категория мыслителей с более своеобразными взглядами. Они считали, что

Была и третья категория мыслителей с более своеобразными взглядами. Они считали, что
подлинно совершенные существа вообще не нуждаются в органических оболочках. В процессе расширения своих научных познаний такие существа рано или поздно избавятся от хрупкого физического тела, несущего неминуемую смерть. Они заменят его конструкциями из металла и пластика и станут бессмертными. И возможно, конфликт между разумом и машиной завершится вечным симбиозом.

Слайд 10

Несколько биологов, склонных к мистицизму, пошли еще дальше. Основываясь на постулатах различных

Несколько биологов, склонных к мистицизму, пошли еще дальше. Основываясь на постулатах различных
религий, они предположили, что разум в конечном счете освободится от материи. Тело-робот, подобно естественному телу, послужит всего лишь ступенью к тому, что человек назвал «духом»

Слайд 11

Ивану Ефремову, который принадлежал к первой группе ученых, антропоморфность внеземных персонажей даже

Ивану Ефремову, который принадлежал к первой группе ученых, антропоморфность внеземных персонажей даже
помогла экстраполировать тенденции современного цивилизационного развития на иные миры. В противовес представлениям Кларка о «высшем космическом разуме, не имеющем вещественной оболочки», Ефремов, который переписывался с Кларком, всегда утверждал, что разум неотделим от Человека – высшего создания природы.

Слайд 12

Галактическая эпопея

Утопия «Туманность Андромеды» (1957) – это картина общения и совместной деятельности

Галактическая эпопея Утопия «Туманность Андромеды» (1957) – это картина общения и совместной
космических цивилизаций, привлекающая нравственным потенциалом и научной обоснованностью. В романе изображено коммунистическое общество Земли далекого будущего (конца четвертого тысячелетия н. э.), всепланетная община, связанная через Великое Кольцо с общинами космических цивилизаций. Достигнут ноосферный коммунизм и, как следствие, отрицательный прирост социальной энтропии, исчезли опасность войны и экономическая борьба.

Дополнением к «Туманности Андромеды» стала повесть «Сердце Змеи» (или «Cor Serpentis», 1958) – полемический ответ на рассказ американского писателя М. Лейнстера «Первый контакт», – до мельчайших деталей выписанная картина встречи землян с братьями по разуму.

Слайд 13

Завершает галактическую эпопею написанный в 1968 г. роман «Час Быка». Его действие

Завершает галактическую эпопею написанный в 1968 г. роман «Час Быка». Его действие
происходит через 200 лет после событий «Туманности Андромеды». Ноосфере Земли противопоставлена антиутопия планеты Торманс – проекция преобладающих тенденций сегодняшнего мира, доведенных до полного развития. Цивилизация Торманса, – собственно, не внеземная, а часть земной, переселившейся на планету, подходящую по условиям. Варварски «освоив» ее и доведя до экологической катастрофы, тормансиане оказались в эволюционном тупике и уже не помышляли ни о каком космосе. Лишь вмешательство землян дало жителям этой планеты надежду выйти из «инферно».

Слайд 14

Ефремов был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не

Ефремов был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не
стоит философия, а технология приводит к падению цивилизации, если за ней не стоит духовность. В первой половине XX в., согласно прогнозам Ивана Ефремова, человечество столкнется с комплексом проблем, который он назвал «порогом Роба». Через три года теоретики Римского клуба назовут эти проблемы глобальными и введут новый термин – «пределы роста».

Слайд 15

Романы Ивана Антоновича Ефремова положили начало отечественной космической фантастике в ее современном

Романы Ивана Антоновича Ефремова положили начало отечественной космической фантастике в ее современном
виде и оказали безусловное влияние на мировоззрение эпохи 60-х гг. Тема внеземных цивилизаций – одна из основных в творчестве Ивана Ефремова. Космос и непознанное рассматриваются не агрессивно, не как враждебная среда, а как объект исследования, сфера познания. Разум и жизнь не воспринимаются как враги. Внеземные цивилизации выступают как равные партнеры, друзья.
Ефремовская гипотеза истоков и форм мировой жизни антропоцентрична. Инопланетная жизнь и разум не выходят за рамки привычных земных представлений, разум – един, обитатели различных звездных миров обязательно поймут друг друга. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо миров. Представления об антропоморфности инопланетян помогли писателю экстраполировать некоторые тенденции земной цивилизации на другие планеты (Торманс, Зирда, Альграб и т. д.).

Слайд 16

Метод познания

Для И.А. Ефремова главным был научный метод познания мира. Поэтому фантастические

Метод познания Для И.А. Ефремова главным был научный метод познания мира. Поэтому
романы обрели форму и содержание социологических трактатов, в основу исторического анализа цивилизаций была положена эволюционная биология. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной, и главный среди них – борьба с «инферно».