Сказки Салтыкова-Щедрина

Содержание

Слайд 2

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности,

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности,
определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Слайд 3

ПЛАН УРОКА.
История создания.
Жанровое своеобразие.
Основные темы.
Проблематика.
Художественные особенности.

ПЛАН УРОКА. История создания. Жанровое своеобразие. Основные темы. Проблематика. Художественные особенности.

Слайд 4

История создания

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух
генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.
К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Слайд 5

Жанровое своеобразие

В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.
Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Слайд 6

Аллегория – иносказание
Зачин – Ритмически организованная прибаутка, начинающая сказку.(«Жили – были…», «В

Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, начинающая сказку.(«Жили – были…»,
некотором царстве, в некотором государстве…»).
Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).
Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).

Слайд 7

Основные темы

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.
Тема

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.
власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Орел-меценат

Слайд 8

Проблематика

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское
общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

Премудрый пискарь

Слайд 9

Художественные особенности

Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск.

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск.
Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

Медведь на воеводстве

Слайд 10

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть
щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)

Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)

Гротеск - Тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Слайд 11

Заключение

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин,

Заключение К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой,
В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
Имя файла: Сказки-Салтыкова-Щедрина.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0