Содержание

Слайд 2

дать представления о тенденциях русской литературы конца ХIХ — начала ХХ вв.;

дать представления о тенденциях русской литературы конца ХIХ — начала ХХ вв.;
дать толкования понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс».

Цели урока:

Слайд 3

Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением противоречий и поисков

Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением противоречий и поисков
эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н. А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»).
В литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.

Слайд 4

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале
ХХ века продолжались и развивались традиции реалистической литературы.
Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий.

Слайд 5

Новая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя представлений автора.

Новая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя представлений автора.

Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм.
Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства

Слайд 6

Среди русских художников-графиков следует особо отметить творчество художественного объединения <(Мир искусства’>, созданного

Среди русских художников-графиков следует особо отметить творчество художественного объединения , созданного в
в 1898 г. Лучшие его представители (Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. Я. Головин, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих) наглядно воплотили в своих произведениях черты модернизма. Приверженность художников «Мира искусства» к стилю модерн, их общность с символизмом отмечает
Д. В. Сарабьянов:

Слайд 7

«Как и символисты, они соединяли фантастический вымысел с изучением реальности, преображали реальность,

«Как и символисты, они соединяли фантастический вымысел с изучением реальности, преображали реальность,
деформировали ее, стараясь найти сущность художественного образа за пределами внешней оболочки жизненных явлений, прибегая к метафоричности художественного языка, к театрализации окружающего мира... Все эти особенности мирискуссников получили реализацию в стиле модерн, который был как бы оборотной стороной символизма».

Слайд 8

Объявив войну академизму и передвижничеству, они определили одну из главных тем своего

Объявив войну академизму и передвижничеству, они определили одну из главных тем своего
творчества – обращение к прошлому (пассемизм). Мысль о «просветлении жизни красотой» была особенно близка художникам «Мир искусства»

Слайд 15

В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка.

В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка.
Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Слайд 16

Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на

Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на
преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями — реализмом и модернизмом — характерна для литературной жизни рубежа веков. Хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.

Слайд 17

В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной

В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной
литературы» в противовес «литературному индивидуализму»: литература «не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела». Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций. Сама литература понимается как «дело» (вслед за революционными демократами), как форма агитации и пропаганды.

Слайд 18

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей
литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.