Романтизм в музыке

Содержание

Слайд 2

Термин происходит от французского слова romantisme. Романтизм -художественное течение, сформировавшееся в конце

Термин происходит от французского слова romantisme. Романтизм -художественное течение, сформировавшееся в конце
XVIII - начале XIX века сначала в литературе, а затем в музыке. В творчестве романтиков находит отражение обновление личности, утверждение ее духовной силы и красоты, индивидуалистический бунт против мещанства, возвышенная лирика, интерес к фантастическим сюжетам. Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х годах XIX века, обнаруживал преемственность с классицизмом (творчество Л. Бетховена). В инструментальной музыке на смену классическому сонатному циклу приходит сочетание сонатного цикла и вариационности, большую роль играет форма миниатюры: этюды, ноктюрны, вальсы, пьесы с программным содержанием. Появляется тенденция к объединению отдельных разнохарактерных пьес в циклы под общим названием. Получает развитие жанр симфонической поэмы. В опере возрастает роль оркестра и системы лейтмотивов, что наиболее ярко проявилось в творчестве Р. Вагнера.

Романтизм в музыке 

Слайд 3

В Германии романтизм впервые проявился в творчестве К. Вебера («Вольный стрелок») и

В Германии романтизм впервые проявился в творчестве К. Вебера («Вольный стрелок») и
Ф. Шуберта (вокально-симфоническое и фортепианное творчество). Позже значительных достижений в симфоническом, фортепианном и вокальном жанрах достигли Ф. Мендельсон и Р. Шуман. Крупнейшими оперно-симфоническими композиторами XIX века стали Р. Вагнер и И. Брамс. Композиторы-антиподы, они олицетворяли два течения зрелого романтизма - тяготение к программной музыке, к отказу от классических форм построения музыкального произведения (Вагнер) и романтизм, внешне облеченный в более строгие, академические формы (Брамс), больше связанный с классическим наследием прошлого.

Романтизм в Германии
Опера «Вольный стрелок» К. Вебер

Слайд 4

Вокальное творчество Ф. Шуберта, Р. Шумана Вол, Х.Вольфа - вершина песенно-романсовой музыки

Вокальное творчество Ф. Шуберта, Р. Шумана Вол, Х.Вольфа - вершина песенно-романсовой музыки
эпохи романтизма. Среди вокальных форм возрастает роль баллады, сцены, поэмы. Вокальная мелодия и аккомпанемент становятся более детализированными и индивидуальными, песни во многих случаях объединяются в циклы. Мощные традиции немецко-австрийского романтического симфонизма были продолжены в последней трети XIX века в творчестве А. Брукнера, Г. Малера, Р. Штрауса.

Ф.Шуберт

Р. Шуман

Х.Вольф

Романтизм в Германии

Слайд 5

Австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры,

Австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии,
симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты, экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

Шуберт Франц (1797-1828)

Слайд 6

Немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг).

Немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг).
Симфонии («Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1845) для фортепиано, оратории.

Мендельсон (Мендельсон-Бартольди) Феликс (1809-1847) 

Слайд 7

Немецкий композитор и музыкальный критик.Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый

Немецкий композитор и музыкальный критик.Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый
музыкальный журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций.

Шуман Роберт (1810-1856)

Слайд 8

В середине XIX века Франция стала оплотом зрелого романтизма, а Париж

В середине XIX века Франция стала оплотом зрелого романтизма, а Париж -
- его духовным центром. В Париже концентрировалась культурная, в том числе и музыкальная жизнь Европы. Творчество крупнейшего композитора, реформатора симфонического оркестра Г. Берлиоза, а также традиции французской «большой оперы» (Дж. Мейербер, Ф. Обер) привело к дальнейшему развитию романтизма - в произведениях К. Сен-Санса, С. Франка, Ж. Массне, Л. Делиба, А. Тома и др.

Романтизм во Франции

Слайд 9

Французский композитор, дирижер. Член Института Франции (1856). Создатель романтической программной симфонии.

Французский композитор, дирижер. Член Института Франции (1856). Создатель романтической программной симфонии. Новатор
Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов. «Фантастическая симфония» (1830), «Траурно-триумфальная симфония» (1840), опера-дилогия «Троянцы» (1859), Реквием (1837) и др. Наряду с Р. Вагнером создатель новой школы дирижирования. Трактат «Дирижер оркестра» (1856). «Мемуары» (т. 1-2, 1860).

Берлиоз Гектор (11 декабря 1803, Ля-Кот-Сент-Андре, — 8 марта 1869, Париж)

Слайд 10

Немецкий и французский композитор. Происходил из еврейской семьи, жившей в Германии. В

Немецкий и французский композитор. Происходил из еврейской семьи, жившей в Германии. В
1816-1824 жил в Италии, с 1827 (с перерывами) и до конца жизни — в Париже. Писал для театров этих стран. Создал жанр большой героико-романтической оперы (см. Большая опера): «Роберт-Дьявол» (1830), «Гугеноты» (1835), «Пророк» (1849; в России под названием «Осада Гента», затем «Иоанн Лейденский»), «Африканка» (1864) и др.

Мейербер Джакомо (1791-1864) (наст. имя и фам. Якоб Либман Бер; Beer)

Имя файла: Романтизм-в-музыке.pptx
Количество просмотров: 100
Количество скачиваний: 1