Слайд 2ДЕКАБРИСТЫ
Декабристы — участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ, второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов,
организовавшие восстание 14 (26) декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.
Слайд 3Люди, входящие в когорту декабристов, привычно определяются, как носители таких нравственно-психологических и
историко-культурных признаков, как «совесть», «честь», «долг», «жертва во имя России».
Слайд 4 ПОВЕДЕНИЕ ДЕКАБРИСТА, ЕГО ПОСТУПКИ, А НЕ ВНУТРЕННИЙ МИР ЭМОЦИЙ.
декабристы были дворянскими революционерами,
поведение их было поведением русских дворян и соответствовало в существенных своих сторонах нормам
Слайд 5ДЕКАБРИСТЫ БЫЛИ - ЛЮДЬМИ ДЕЙСТВИЯ.
Слайд 6От момента зарождения движения, которое Пушкин метко определил как "дружеские споры" "между Лафитом
и Клико", до трагических выступлений перед Следственным комитетом декабристы поражают своей "разговорчивостью", стремлением к словесному закреплению своих чувств и мыслей. Пушкин имел основание так охарактеризовать собрание Союза Благоденствия
Слайд 7
….увижу кабинет, Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель
И ветреной толпы бесстрастный
наблюдатель.(Пушкин)
Слайд 8Декабристы строили из бессознательной стихии бытового поведения русского дворянина рубежа XVIII и
XIX вв. сознательную систему идеологически значимого бытового поведения, законченного как текст и проникнутого высшим смыслом.
Слайд 9вопрос о декабристской традиции в русской культуре чаще всего рассматривается в чисто
идеологическом плане. Однако у этого вопроса есть и "человеческий" аспект - традиция определенного типа поведения, типа социальной психологии. Так, например, если вопрос о роли декабристской идеологической традиции применительно к Л. Н. Толстому представляется сложным и нуждающимся в ряде корректив, то непосредственно человеческая преемственность, традиция историко-психологического типа всего комплекса культурного поведения здесь очевидна.
Слайд 10Человек эпохи Пушкина и Вяземского в своем бытовом поведении свободно перемещался из
области прозы в сферу поэзии и обратно. При этом, подобно тому, как в литературе "считалась" только поэзия, прозаическая сфера поведения как бы вычиталась при оценке человека, ее как бы не существовало.
Слайд 11Декабристы внесли в поведение человека единство, но не путем реабилитации жизненной прозы,
а тем, что, пропуская жизнь через фильтры героических текстов, просто отменили то, что не подлежало занесению на скрижали истории. Прозаическая ответственность перед начальниками заменялась ответственностью перед историей, а страх смерти - поэзией чести и свободы. "Мы дышим свободою", - произнес Рылеев 14 декабря на площади. Перенесение свободы из области идей и теорий в "дыхание" - в жизнь. В этом суть и значение бытового поведения декабриста.
Слайд 12ВЫВОД:
Война с Наполеоном пробудила в русском народе и в часности в дворянском
сословии, чувство национального самосознания .Во время войны они увидели свой народ совсем в другом качестве : патриотов, защитников Отечества
Декабристы старались скрасить тяжкую жизнь всем обитателям того времени, и были им утешением ;
Движение декабристов тесно переплетается со многим важными вопросами с развитием русской культуры .