Слайд 2Иконопись
А что такое икона?
Икона — изображение персонажей из книги, которая называется Библия.
Слайд 3Архангел Гавриил «Златые Власы» XII в.
Кто такой архангел?
Архангел — помощник Бога, один
из старших ангелов. Он — посредник между Богом и человеком, приносит человеку от Бога важные вести, помогает людям.
Большие миндалевидные глаза — характерная черта изображенных на древних иконах.
Слайд 4Архангел Гавриил «Златые Власы» XII в.
Почему у него золотые волосы?
Волосы архангела пронизаны
золотыми нитями, это сусальное золото. В древности золото воспринималось как отблеск божественного света, символ величия и бессмертия Бога.
Слайд 5Архангел Гавриил «Златые Власы» XII в
Что это за зеленые ленточки вьются на
уровне ушей?
То, что ты видишь, не ленточки, а «слухи». Вообще-то это развивающиеся концы головной повязки, их значение — напоминать, что ангелы всегда на связи с Богом и слышат его волю.
Слайд 6Архангел Гавриил «Златые Власы» XII в.
Можно ли это назвать портретом?
Это, конечно же,
не портрет. Портрет пишет художник, вкладывает в изображение свое видение мира, свои ощущения, передает характер человека, которого изображает. Икону создает иконописец и пишет не «от себя», а от Бога — по определенным правилам, канонам. Портрет эмоционален, а икона лишена эмоций, нам даже доподлинно неизвестно, грустит ли архангел, печалится, задумался — эмоции свойственны людям, а не архангелам.
Слайд 7 Богоматерь Умиление («Белозерская»). I пол. XIII в.
Кто изображается на иконах? А на
этой?
На иконах изображаются святые, ангелы, архангелы, Богоматерь, Христос, апостолы. Все это герои Священной истории, описанной в Священном Писании — Библии. На этой иконе изображена Богоматерь с ребенком — младенцем Христом.
Слайд 8 Богоматерь Умиление («Белозерская»). I пол. XIII в.
Как изображали Богоматерь на иконах.
Мы
уже говорили, что иконописец не был волен выбирать, как ему писать тех или иных героев. Были строгие правила, как кого изображать. Существовало несколько вариантов, как изображать Богоматерь. Этот тип изображения называется «Умиление» — Дева Мария и Младенец прижались друг к другу — щека к щеке, сын нежно обнимает маму.
Слайд 9 Богоматерь Умиление («Белозерская»). I пол. XIII в.
Почему младенец выглядит совсем стареньким, как
будто старше мамы?
Часто младенец на иконах выглядит совсем не малышом, а маленьким старичком. Говорят, это потому, что хоть он и младенец, но он сын Бога, и все несовершенства мира перед ним раскрыты заранее, и собственная печальная судьба — а Христос погибнет в 33 года — известна заранее.
Слайд 10 Богоматерь Умиление («Белозерская»). I пол. XIII в.
Почему Богоматерь такая грустная?
Богоматерь на иконах
иногда выглядит действительно грустно. Мы уже говорили, что эмоции мало свойственны «героям» икон, но Богоматерь — самый человечный персонаж, к тому же на Руси она была очень почитаема. Одна из версий этой грусти — Деве Марии заранее открылись, как и младенцу Христу, те события, которые произойдут через 33 года, и она печалится и о сыне, и о всем несовершенном мире.
Слайд 11Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Ок. 1502 г.
Кто изображен на иконе?
Другой
вариант изображения Богоматери и младенца. Такой тип икон называется «Одигитрия» и переводится с греческого как «путеводительница».
Слайд 12Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Ок. 1502 г.
Что означают жесты?
Младенец правой
рукой благословляет людей, а в левой держит свиток. Торжественный образ — младенец снова выглядит не как ребенок, а как вполне царственный взрослый. Жест Богоматери скорее указывает на младенца.
Образ выглядит утонченно, изящно. Цвета подобраны и продуманы, много золота, которое уже выполняет не столько роль божественного света, сколько декоративную — для красоты.
Эта икона считалась покровительницей русского государства, а потому много переписывалась.
Слайд 13Чудо Св. Георгия о Змие, с житием.
I п. XIV в., Новгород.
На
главном «экране» и на маленьких «экранах»-клеймах вокруг главного сюжета — это все один и тот же главный герой или разные?
На одной и той же иконе могут изобразить события, которые отделяют друг от друга большие отрезки времени. Это характерно для икон. Вот мы видим, как Святой Георгий раздает богатства нищим, в следующих клеймах уже помещены его мучения за веру.
Слайд 14Чудо Св. Георгия о Змие, с житием.
I п. XIV в., Новгород.
Поступив
на военную службу, Георгий, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал любимцем императора. Но он не скрывал, что он христианин, помогал бедным, раздал им свое имущество. Его арестовали и стали пытать. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка, ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми. Георгия долго пытали, а затем казнили.
Слайд 15Чудо Св. Георгия о Змие, с житием.
I п. XIV в., Новгород.
Много
чудес совершил Георгий в своей короткой жизни.
В далекой стране жил злобный дракон, он же змий, который нападал на людей. Народ договорился с чудищем, что оно не станет хватать всех без разбору, а будет строго по очереди. Однажды настала очередь самой царевны (не этой иконе ее зовут Елисава) идти в логово зверя. Святой Георгий, проезжавший мимо, увидел плачущую девушку и спросил, что с ней.
Слайд 16Чудо Св. Георгия о Змие, с житием.
I п. XIV в., Новгород.
Выяснив
печальную историю, он пообещал спасти царевну, что и сделал. В одном варианте победу удалось одержать силой молитвы, в другом — пришлось использовать копье. Затем Георгий велел царевне надеть на побежденного змея поясок и повел чудовище в город, где объяснил людям, что поверг его с помощью своей веры.
Слайд 17Андрей Рублев и мастерская.
Апостол Петр, ок. 1408 г., Москва.
Апостол
Павел, ок. 1408 г., Москва.
Апостолы — это любимые ученики Иисуса Христа, того самого младенца, которого мы видели на иконе с мамой. Младенец вырос, стал взрослым и основал учение — будущую религию христианство. У Иисуса были ученики и последователи.
Самые преданные и близкие ученики, апостолы, впоследствии несли новую религию остальным людям. У каждого из апостолов были свои знаки, отличительные черты и своя роль.
Слайд 18Андрей Рублев и мастерская.
Отличить, кто Петр, а кто Павел очень легко,
если знать несколько деталей. Петр часто изображался с ключами от рая — найдите ключ на этой иконе. Павел — с закрытой книгой, в которой изложено учение Христа.
Апостолы наклонились неспроста — они молятся за людей перед Богом — Иисусом Христом. Эти иконы создавались не для того, чтобы стоять отдельно. Они — части иконостаса. Что это такое? Это перегородка, отделявшая алтарь (главную часть церкви, куда обычным людям просто так заходить нельзя) от остальной части храма.
Слайд 19Иконостас
Иконостас представлял собой поставленные друг на друга и закрепленные иконы. Иконы
эти были организованы в ряды. Иконы апостолов составляли деисусный ряд или чин. Деисус — моление. В центре этого ряда икон располагался образ Иисуса, а справа и слева к центральной иконе приставляли уже иконы тех, кто молится перед Христом за род человеческий — Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов, апостолов. Иконы Петра и Павла как раз из такого иконостаса.
Слайд 21Троица Ветхозаветная, сер. XVI в., Новгород
Кто изображен на иконе?
На иконе показан
один из самых известных библейских сюжетов — три ангела пришли к Аврааму, который признал в них посланников Бога, привел к себе домой и усадил за стол. Ангелы принесли Аврааму весть, что у него и его жены вскоре родится долгожданный ребенок.
Почему у женщины и мужчины закрыты руки?
Слайд 22Троица Ветхозаветная, сер. XVI в., Новгород
Обратите внимание: этот ребенок уже обозначен на
иконе — внизу между родителями, хотя вроде как еще не родился.
Слайд 23Троица Ветхозаветная, сер. XVI в., Новгород
Почему у женщины и мужчины закрыты руки?
У
Авраама и его жены Сарры закрыты руки одеждами, когда они подают ангелам еду. Это говорит о смирении и особом преклонении перед гостями, которых хозяева боятся даже ненароком коснуться.
Слайд 24Троица Ветхозаветная, сер. XVI в., Новгород
Ангелы в особом жесте сложили пальцы и
благословляют пищу.
В иконе очень заметен эффект обратной перспективы. Более далекие предметы изображаются крупнее, чем объекты на первом плане. Одна из версий — древние иконописцы просто не умели правильно рисовать. Но другое толкование интереснее: перспектива обратная, потому что это не мы смотрим на них, а они через окно иконы смотрят на нас из того мира.
Слайд 25Кем создавались иконы?
Иконы создавались иконописцами. Так как считалось, что иконописец не
сам пишет, а его рукой водит Бог, то древние иконы не имели авторства, подписи. Прежде чем начать писать, иконописец готовился — молился, старался делать только хорошие дела, иметь только добрые мысли.
Слайд 26Иконопись
Бывало, что он уходил подальше от людей к отшельникам или принимал какой-то
обет на время написания, например, молчания.