Фёдор Ива?нович Тю?тчев 

Содержание

Слайд 2

Русский поэт, дипломатРусский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года.

Русский поэт, дипломатРусский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года.

Слайд 3

Биография

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской

Биография Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг
губернии. Тютчев получил домашнее образование . Изучил латынь и древнеримскую поэзию и древнеримскую поэзию, в двенадцать лет переводил оды Горация и древнеримскую поэзию, в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателя и древнеримскую поэзию, в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателяначал посещать лекции на Словесном отделении и древнеримскую поэзию, в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателяначал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете и древнеримскую поэзию, в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателяначал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и древнеримскую поэзию, в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателяначал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков иМихаил Каченовский и древнеримскую поэзию, в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателяначал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков иМихаил Каченовский. Ещё до зачисления в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.

Слайд 4

Карьера за границей

Получив аттестат об окончании университета в 1821Получив аттестат об окончании университета

Карьера за границей Получив аттестат об окончании университета в 1821Получив аттестат об
в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в МюнхенПолучив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван ТургеневПолучив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. 

Слайд 5

В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года

В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года
он продолжал жить за границей. В 1843 г. он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярииВ 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 г. он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. БенкендорфомВ 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 г. он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.
Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашел в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто ее автор».

Слайд 6

Работа в России

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в

Работа в России Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает
министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партииВернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком». Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос»(1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-49 гг., но не завершенного трактата «Россия и Запад».

Слайд 7

В данном трактате Тютчев создает своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая

В данном трактате Тютчев создает своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая
свое «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал ее «православный характер». В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создает много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

Слайд 8

17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной

17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета
цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.

Слайд 9

Поэзия

По мнению Ю. Н. ТыняноваПо мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева — это продукт разложения объёмных произведений одического

Поэзия По мнению Ю. Н. ТыняноваПо мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения
жанра, развившегося в русской поэзии XIX векаПо мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева — это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XIX века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Слайд 10

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает наиболее характерной чертой поэтики Тютчева т. н.

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает наиболее характерной
«дублеты» — повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»:

Небесный свод, горящий славой звездной Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.
— «Как океан объёмлет шар земной…»
Она, между двойною бездной, Лелеет твой всезрящий сон — И полной славой тверди звездной Ты отовсюду окружен.

Слайд 11

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают
как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словамРомана Лейбова:

Слайд 12

... интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, „никакое отдельное стихотворение

... интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, „никакое отдельное стихотворение
Тютчева не раскроется нам в всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу“... С другой стороны — тютчевский корпус откровенно „случаен“, перед нами тексты, не прикрепленные институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое „тютчевское наследие“ заведомо неполно. „Единство“ и „теснота“ тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором».

Слайд 13

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного
процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Слайд 14

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев
мы имеем возможность наблюдать за тем, как идет работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода „правильные“ риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развертывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приемов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвященных параллелизму — от нерасчлененного отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект

Слайд 15

Периодизация Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всем его

Периодизация Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при
внутреннем единстве можно разделить на три периода:

1-й период — начальный, 1810-е — начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.
2-й период — вторая половина 1820-х — 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма.
3-й период — 1850-е — начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Слайд 16

Любовная лирика

В любовнойВ любовной лирике Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый

Любовная лирика В любовнойВ любовной лирике Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято
«денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи — к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «Денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).
До нас дошло более 1200 писем Тютчева.

Слайд 17

Тютчев и Пушкин

В 1920-х годахВ 1920-х годах Ю. Н. ТыняновВ 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и ПушкинВ 1920-х

Тютчев и Пушкин В 1920-х годахВ 1920-х годах Ю. Н. ТыняновВ 1920-х
годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.

Слайд 18

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле имеют

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле имеют
серьёзные различия. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев — человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед „глухими времени стенаньями“»
Имя файла: Фёдор-Ива?нович-Тю?тчев .pptx
Количество просмотров: 152
Количество скачиваний: 0