Фрэнсис Бэкон

Содержание

Слайд 2

Фрэнсис Бэкон

 английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был

Фрэнсис Бэкон английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году
избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.

Слайд 4

Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как

Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен
адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.

Слайд 5

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это
в своём знаменитом афоризме «Знание — сила»
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Слайд 6

Основные сочинения Ф.Бэкона

Опыты, или наставления нравственные и политические (1-е изд. –

Основные сочинения Ф.Бэкона Опыты, или наставления нравственные и политические (1-е изд. –
1597, 2-е изд. – 1612, 3-е изд. –1625)
О мудрости древних (1609)
Великое восстановление наук
О достоинстве и приумножении наук (1605)
Новый Органон (1620)
История ветров (1622)
История жизни и смерти (1623)
Новая Атлантида (1623-1624?)

Слайд 7

Учение о «призраках» («идолах») разума

ИДОЛЫ ПЛОЩАДИ

ИДОЛЫ ТЕАТРА

ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ

ИДОЛЫ РОДА

4 вида идолов

Учение о «призраках» («идолах») разума ИДОЛЫ ПЛОЩАДИ ИДОЛЫ ТЕАТРА ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ ИДОЛЫ РОДА 4 вида идолов

Слайд 8

Идолы рода

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом

Идолы рода Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени
роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде.

Слайд 9

Примеры идолов рода:

Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное

Примеры идолов рода: Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять
по аналогии с известным).
Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле.
Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.

Слайд 10

Идолы пещеры

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому,

Идолы пещеры Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо
есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирождённых свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные

Слайд 11

Примеры идолов пещеры:

Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что

Примеры идолов пещеры: Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во
ими вложено больше труда, или то, что им более привычно.
Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними.
Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым.
Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.

Слайд 12

Идолы площади (рынка)

Существуют ещё идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и

Идолы площади (рынка) Существуют ещё идолы, которые происходят как бы в силу
сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум.

Слайд 13

Примеры идолов площади:

Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена

Примеры идолов площади: Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные
для существующих вещей)
Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.

Слайд 14

Идолы театра

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также

Идолы театра Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных
из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Слайд 15

Опыт как источник знания

Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия

Опыт как источник знания Два пути существуют и могут существовать для отыскания
истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путём и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и
постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный.

Слайд 16

Опыт как источник знания

Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в

Опыт как источник знания Оба эти пути исходят из ощущений и частностей
высших общностях. Но различие их неизмеримо. Ибо один лишь бегло касается опыта и частностей, другой надлежащим образом задерживается на них. Один сразу же устанавливает некие общности, абстрактные и бесполезные, другой постепенно поднимается к тому, что действительно более сообразно природе.

Слайд 17

Опыт как источник знания

Дедукция (лат., deductio, выведение) – процесс логического вывода, т.е. перехода по тем

Опыт как источник знания Дедукция (лат., deductio, выведение) – процесс логического вывода,
или иным правилам логики от некоторых данных положений (посылок) к их следствиям (заключениям).

Индукция (лат., inductio, наведение) – форма мышления, посредством которой мысль наводится на общее правило, общее положение, присущее всем предметам какого-либо класса.
Переход (умозаключение) от общего к частному
Переход (умозаключение) от частного к общему

Слайд 18

Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид

Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон
Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро — во Франции. Проповедником эмпиризма Ф.Бэкона был также словацкий философ Ян Байер.

Слайд 19

«Знание есть сила, сила есть знание»

«Знание есть сила, сила есть знание»
Имя файла: Фрэнсис-Бэкон.pptx
Количество просмотров: 393
Количество скачиваний: 6