Иконы. Византийская и Русская школы

Содержание

Слайд 2


Византия славилась непревзойденными мозаиками, перегородчатыми эмалями, замечательной живописью и многим другим.

Византия славилась непревзойденными мозаиками, перегородчатыми эмалями, замечательной живописью и многим другим. Живопись

Живопись являлась ведущим видом изобразительного искусства Византии. Художники прославились созданием иконописного канона, имеющее большое значение в средневековой культуре.

Слайд 3

Термин «икона» с греч. «эйкон»-образ.
По преданию первым иконописцем был евангелист Лука,

Термин «икона» с греч. «эйкон»-образ. По преданию первым иконописцем был евангелист Лука,
написавший образ Богородицы.
Долгое время в Византийском искусстве лидирующие позиции занимала мозаика и фреска. Как предмет культа икона получила особое значение только в восточном христианстве.
Самые ранние дошедшие до нас иконы относятся к VI веку Выполнены они энкаустической техникой (горячими восковыми красками).

Слайд 4

Любой предмет запечатлевался не ради него самого, а как носитель определенного значения.

Любой предмет запечатлевался не ради него самого, а как носитель определенного значения.
Образы становились знаками, символами.
Золотой фон, характерный для икон и мозаик, изолировал любое изображение, вырывая его из круговорота жизни. Явление оказывалось вознесенным в идеальный мир, в котором нет теней, предметы лишены тяжести, а фигуры-объема.
Основой иконописного образа становятся полный покой, неподвижность и созерцательность.

Слайд 5

Исключительное значение на иконе придавалось лику; тело изображалось как почти невесомая величина,

Исключительное значение на иконе придавалось лику; тело изображалось как почти невесомая величина,
скрывающаяся за тончайшими складками одеяний. Византийский художник не работал с натуры, его интересовала иная, высшая реальность.

Слайд 6

Происхождение икон принято связывать с фаюмскими портретами.
Еще в IV веке до

Происхождение икон принято связывать с фаюмскими портретами. Еще в IV веке до
н.э. в Египте на лицо умершего прикрепляли табличку с его изображением.
Особенностями этих «портретов» были
подгрудная, реже поясная композиция,
изображения в фас,
выполнение энкаустикой или темперой (краской на яичной основе).
По месту первых находок египетских табличек их стали называть фаюмскими портретами.

Слайд 7

Лучшие среди сохранившихся ранних икон происходят из монастыря Св. Екатерины на Синае.

Лучшие среди сохранившихся ранних икон происходят из монастыря Св. Екатерины на Синае.
Их совсем мало. они отличаются энкаустической техникой. Широкой живописной манерой, объемной, пластической лепкой форм.

Слайд 8

Первый иконописный образ Христа представляет в почти сложившимся виде иконографию поясного изображения

Первый иконописный образ Христа представляет в почти сложившимся виде иконографию поясного изображения
спасителей с благословляющей рукой и евангелием.

Слайд 9

Владимирская икона Божьей Матери

Главной святыней собора долгое время была Владимирская икона Божьей

Владимирская икона Божьей Матери Главной святыней собора долгое время была Владимирская икона
Матери, копия той самой иконы, которая, по преданию, была написана святым евангелистом Лукой. В 5 веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в 12 веке прислана в Киев князю Юрию Долгорукому

Слайд 10

Легенда

Существует легенда о том, что сыну князя Андрею Боголюбскому явилась во

Легенда Существует легенда о том, что сыну князя Андрею Боголюбскому явилась во
сне Богородица и велела отвезти икону во Владимир. По приказу князя во Владимире был воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы, куда икона, украшенная драгоценными камнями, была с почестями перенесена. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской. Позднее она была перевезена в московский Успенский собор и, по мнению верующих, не раз спасала Русь от иноземных захватчиков, в частности от Тамерлана, который будто бы увидел в 1395 году сон, в котором во главе русского воинства шла Богоматерь, защитница христиан. Испугавшись столь грозной и могущественной покровительницы, Тамерлан приказал отступать, и русская земля была спасена.

Слайд 11

.

Согласно ранним летописным источникам и косвенно выявляемым фактам, икона была принесена

. Согласно ранним летописным источникам и косвенно выявляемым фактам, икона была принесена
в Киев из Константинополя около 1130 года, в княжение Юрия Долгорукого, и была поставлена в соборном храме великокняжеского женского монастыря в Вышгороде.
Большой урон претерпела икона в 1237 году во время разгрома Батыем Владимира и его храмов.

.

Слайд 12

Русское государство в царствование Иоанна Грозного в середине XVI века, уподобляя Москву Константинополю,

Русское государство в царствование Иоанна Грозного в середине XVI века, уподобляя Москву
предание о легендарной покровительнице византийской столицы иконе Одигитрии "письма евангелиста Луки" переносится на икону Богоматери "Владимирская", покровительницу Московского государства.

Слайд 13

Русская школа
иконописи

Русская школа иконописи

Слайд 14

.
Конец XIV - начало XVI в. Взлет иконописного искусства в Древней

. Конец XIV - начало XVI в. Взлет иконописного искусства в Древней
Руси. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий - великие иконописцы того времени
Феофан Грек (около 1340 – после 1405 г. г.) -
византийский иконописец, мастер монументальных фресок. Прибыл в Новгород в 70-е годы 14 века .Был воплощением византийской культуры: с одной стороны, воспевание земной красоты как Божественного творения, с другой, устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.
В XIV - начало XV в. жил на Руси монах, гениальный живописец, Андрей Рублёв (около 1360 – 1430) . Он заложил основу московской художественной школы, характеризующейся глубокой человечностью.
Его традиции в конце XV века продолжил Дионисий
(около 1440 года - 1503 года). Лики его святых - это образы `ангелов среди людей и `человеков среди ангелов'. Для Дионисия человеческая жизнь- это путь духовного совершенствования, или `сооружения души'.

Слайд 15

Феофан Грек. Икона «Богоматерь». 1392 г.

Андрей Рублёв. Богоматерь .1408

Феофан Грек. Икона «Богоматерь». 1392 г. Андрей Рублёв. Богоматерь .1408

Слайд 16

Феофан Грек.
Икона «Богоматерь».
1392 г.

Андрей Рублёв. Богоматерь
1408.

Феофан Грек. Икона «Богоматерь». 1392 г. Андрей Рублёв. Богоматерь 1408.

Слайд 17

Феофан Грек-

Андрей Рублёв

Феофан Грек- Андрей Рублёв

Слайд 18

Рублёв «Троица» (1420-е)

Левый ангел, символ Бога Отца. Дом – его творящая

Рублёв «Троица» (1420-е) Левый ангел, символ Бога Отца. Дом – его творящая
воля.
Ангел в центре символизирует Христа.
Дуб мамврийский как древо жизни - напоминание о смерти Спасителя и Его воскресении. Третья ипостасия Троицы — Дух Святой
гора — символ духовного восхождения.
чаша – символ страдания Христа.
Ценральный ангел благослаляет чашу- жертвы, принесённой им ради людей

Слайд 19

Дионисий. Григорий Богослов (ок. 1502, Санкт-Петербург, Русский музей) Образ несгибаемого духа

Святитель Григорий

Дионисий. Григорий Богослов (ок. 1502, Санкт-Петербург, Русский музей) Образ несгибаемого духа Святитель
Богослов  Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская Московская школа 1408 г.
Имя файла: Иконы.-Византийская-и-Русская-школы.pptx
Количество просмотров: 207
Количество скачиваний: 1