Слайд 2
Биография
Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и
академик.
Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.
После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.
В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.
Слайд 3РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО ИВАНА ИВАНОВИЧА ШИШКИНА
Полдень. В окрестностях Москвы
Вид на острове Валааме
Рубка Леса
Для
ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Слайд 4Зрелость
Рожь
Сосновый бор
Среди долины ровныя
С особой охотой художник пишет породы самые мощные и
крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Слайд 5«Вид на острове Валааме»
Живописец изобразил на полотне остров Валаам. Мы видим самое
прекрасное время – лето. Вся зелень настолько сочная, что просто нельзя ей не радоваться. Живописец сумел передать ее свежесть и красоту. Сколько оттенков зеленого цвета использовал Шишкин. Художник изобразил обычный летний день, который весь проникнут солнечным светом. Нежно-голубое небо, сочная зелень, тихая речка, что может быть прекраснее этого тихого очарования природы. Такая красота, на первый взгляд. Незаметна. Ее можно увидеть каждый день. Но именно в этом ее подлинная сила. Только мастер может не только увидеть, но и передать на своей картине живую природу, которая вся напоена летним солнцем. В повседневной жизни мы все куда-то спешим. На некогда остановиться и прислушаться.
Слайд 6«Утро в сосновом лесу»
Глядя на полотно, сложно понять, что это не фотография,
а картина - настолько искусно Шишкин передал игру света и теней, а также деятельность своих главных персонажей - медведицы с тремя медвежатами. В темной глуши бора случайный луч солнца, который пробивается сквозь тяжелые кроны деревьев, - показатель времени суток, в данном случае - утра.
Слайд 7«На севере диком»
Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из
стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «…Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Мотив одиночества очевиден: у края обрыва стоит сосна, отдалившаяся от остального леса, ветви которой тяжелы от навалившего снега. Впереди - синяя пропасть, наверху - такого же цвета ясное, но грустное небо. Чисто-белый снег, занимающий одну треть картины, сияет в лучах солнца, однако ему не скоро суждено растаять, ведь погодные условия на севере диком очень суровые.
Слайд 8«Рожь»
Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две
трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
Слайд 9«Рубка леса»
Красота соснового бора, величественного и беззащитного, нередко изображалась Иваном Ивановичем
на полотнах, и момент, когда он демонстрирует последствия вторжения человека в девственные земли, особенно трагичен. Что ждет остальные деревья, которые стоят на заднем плане, известно самому Шишкину, но обрубленные под корень пеньки навевают тоску и свидетельствуют о превосходстве человека над природой.
Слайд 10«Дубовая роща»
Вся эта картина буквально пропитана светом солнечных лучей и их теплом,
в каждом миллиметре этого полотна видна уникально проделанная титаническая работа, после этого становится понятным, что для такой работы и одного века мало. Настолько тщательные детали дают нам ощущения естественности и потери грани между реальностью и рисунком.
Слайд 11«Сосны, освещенные солнцем»
Картина “Сосны, освещенные солнцем”- очень яркая и колоритная работа, она
подкупает девственностью это чудесного края. Душевность, удивительные натуральные сочетания цветов и оттенков позволяют проникнуться этим состоянием. Создаётся впечатление, что мы находимся там, в этой чудной местности, из которой не хочется уходить. Такой сюжет можно развернуть только тогда, когда полностью проникнешься природой и растворишься в ней.
Главный герой – солнце, которое отражается на всех персонажах сюжета, оно создаёт настроение и образ всего, что там отображено. Яркое солнце ласкает стволы деревьев.
Слайд 12«Дети в лесу»
Практически все пространство картины занимает изображения травы и деревьев. На
переднем плане мы видим лужайку, чуть пожелтевшую от летнего зноя, с трогательными головками одуванчиков.
По обеим сторонам изображены мощные стволы деревьев: слева – темно-коричневые стволы сосен, а справа – светлая кора российской березки. Деревья как бы обрамляют картину, придают ей законченность, композиционную завершенность. Их прямые стволы устремлены вверх, а кроны теряются за пределами полотна. Задний фон тоже представляет собой сплошную зеленую стену деревьев и кустарников. Сквозь ветки деревьев виднеется кусочек бледно-голубого неба, которое так характерно для летнего дня в средней полосе России. Но такое небо не оставляет впечатление пасмурности и холода. Его уравновешивают солнечные блики на поверхности травы.
Слайд 13Источники:
http://allpainters.ru/shishkin-ivan.html
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-shishkina-deti-v-lesu/