Слайд 2Казимир Малевич. Автопортрет
Слайд 3Малевич прошёл через импрессионизм, фовизм и кубизм
К.Малевич. Англичанин в Москве; Корова и
скрипка
Слайд 4К.Малевич. Портрет Михаила Матюшина; Музыкальные инструменты и лампы
Слайд 5К.Малевич. Портрет Ивана Клюна;
Снежное утро в деревне
Слайд 6К.Малевич. Композиция с Моной Лизой; Дровосек
Слайд 7Экспозиция «последней футуристической» выставки «0.10», на которой впервые появился «Чёрный квадрат»
Слайд 8К.Малевич. Чёрный квадрат; Красный квадрат
Слайд 9Из Манифеста, выпущенного к выставке «0.10»
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах
изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим первое живописное произведение.
Я преобразился в нуль форм и выловил себя из омута дряни Академического Искусства.
Я уничтожил кольцо – горизонта, и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры (…)
Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы всё равно, что, что восторгаться вору на свои закованные ноги.
Только тупые и бессильные художники прикрывают своё искусство искренностью.
В искусстве нужна истина, но не искренность.
Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства, и искусство идёт к самоцели – творчеству, к господству над формами натуры»
Слайд 10
Последовавшие за «Чёрным квадратом» другие супрематические полотна развивали идею преодоления земного притяжения.
Эти картины утрачивали связь с законами гравитации, с понятиями «верха» и «низа» и давали представление о свободном парении самоценных форм в мировом пространстве
Слайд 14На выставке «0.10» вместе с Малевичем показывали свои работы художники И. Клюн, И. Пуни,
К.Богуславская-Пуни, Л. Попова, Н. Удальцова, О. Розанова. Почти все они оказались под гипнозом Малевича и составили вокруг него группу «Супремус»
Л.Попова. Живописная архитектоника; Бакалейная лавка
Слайд 15Ольга Розанова. Письменный стол; Рабочая шкатулка
Слайд 16Иван Клюн (Клюнков). Композиция; Супрематическая композиция
Слайд 18Афиша выставки «0.10» и трое её участников: Ольга Розанова, Ксения Богуславская-Пуни, Казимир
Малевич
Слайд 19Иван Пуни. Портрет жены художника; Гармоника
Слайд 21И.Пуни. Натюрморт с кувшином; Красная скрипка
Слайд 22Надежда Удальцова. Музыкальные инструменты; Автопортрет с палитрой
Слайд 23Так выглядели улицы и дома Витебска во время пребывания и работы там
К.Малевича и его учеников
Слайд 24Так выглядит сегодня экспозиция произведений Малевича на выставке в Третьяковской Галерее
Слайд 25
Почти одновременно
с Малевичем переход к
геометрическому
абстракционизму
совершил голландский
художник Пит
Мондриан
Слайд 26
Мондриан начинал с реалистического искусства: его ранние натюрморты поражают своей материальностью и
мастерством исполнения. Художник обращается к нереалистической живописи вовсе не потому, что «не умеет рисовать»
Слайд 28В 1912 г., живя в Париже, Мондриан начинает геометризировать изображения деревьев и
фасадов соборов, подходя к методу, который позже назовёт неопластицизмом
Слайд 29Опора на математику позволила выдвинуть теорию «отношений бесконечного и множественного», «закон прямого
угла», «противопоставление вертикальных и горизонтальных линий, как мужских, так и женских»
Слайд 30Мондриан вырабатывает определённые правила, в которых обращает внимание на пропорции, ритм, размеры,
равновесие в композиции, отношения основных цветов красного, синего, жёлтого с «нецветами» белым, серым и чёрным
Слайд 31Пит Мондриан.
Абстрактные композиции
Слайд 32Разворот журнала «Де стейл» и красно-синее кресло Геррита Ритвелда
Слайд 33Знаменитый кутюрье ХХ века Ив Сен-Лоран использовал мотивы композиции П.Мондриана в своей
знаменитой коллекции одежды Мондриан-лук