Логика критической установки в теории гуманитарного знания (неокантианство, «эра подозрения», социология знания… )
Содержание
- 2. План История гуманитарной гносеологии как «борьба наступления и обороны», история релятивистских ревизий и конткритических возражений. Разные
- 3. Схема (начала) истории гуманитарной гносеологии Субъект-объектная схема доказательное установление истины Невозможность Оправдание возможных познания форм познания
- 4. 1. История гуманитарной гносеологии как история релятивистских ревизий. Очередная критика концепций получения знания заставляла умерять их
- 5. 1. История гуманитарной гносеологии как история релятивистских ревизий. Очередная критика концепций получения знания заставляла умерять их
- 6. Необходимые замечания: Очередная большая методологическая платформа отвечает не только на непосредственно предшествующую ей во времени позицию,
- 7. 1. Критика и сомнение как лейтмотив отношения исследователя к своему материалу XVII в. – Ж. Мабийон
- 8. (2. Критика (в XVIII в.) способности к познанию вообще, и к гуманитарному – в частности Юм
- 9. 3. Понимание субъективной составляющей исследования: от Вико до Дильтея, неокантианцев и Вебера Вико: право на аналогию
- 10. «Элементарные» стратегии Итак, до конца XIX в. гуманитарная гносеология предполагает, что, если исследовать, то уж мир
- 11. 3.3. Неокантианцы – первая радикально субъективистская гносеология Содержание науки не определяется из наблюдений: единственно возможный способ
- 12. Неокантианство Баденская (трансцендентально-психологическая) школа: как фактически осуществляется познание В. Виндельбанд (1848 – 1915) Г. Риккерт (1863
- 13. Мадам Бовари совершила самоубийство Несчастной любви из-за Считает полицейский пристав Рассуждающий с позиции биографической значимости отдельных
- 14. Каким образом «историк» в состоянии разглядеть порядок в хаосе данных? Благодаря ценностям, стандартам смыслополагания: явление А
- 15. Мы подходим к миру уже с определенным пред-знанием. И к нашему пред-знанию - тоже Предмет гуманитарного
- 16. М. Вебер (1864 – 1920) Идеально-типическое понимание – через сопоставление с позицией интерпретатора Зачем Раскольников убил
- 17. Веберовская типология социального действия «Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в
- 18. Действие Раскольникова является ценностно-рациональным «Чисто ценностно-рационально, — говорит Вебер, — действует тот, кто, не считаясь с
- 19. Какой механизм показал здесь себя в действии? Наша мысль работает путем создания, опровержения и пересоздания «идеальных
- 20. Идеальные типы (продолжение) ИТ сопоставляется с информацией о тех данных, которые у нас есть (вывод –
- 21. Следствие из неокантианской эпистемологии - релятивизм Гуманитарное исследование всегда является соотнесением собственных представлений о цели и
- 22. 3. Понимание субъективной составляющей исследования: от Вико до Дильтея, неокантианцев и Вебера Вико: право на аналогию
- 23. Логика развития критической стратегии от возникновения критического отношения к материалу через оспаривание доказательности знания и понимание
- 24. Марксизм 1. Понятие «идеологии»: ангажированности знания осознаваемыми и неосознаваемыми классовыми интересами. «Не только в ответах (Фейербаха,
- 25. Окарикатуренные варианты логики подозрения Посмотрите, как здорово слон прячется внутри вишневой косточки! Не видите? Вот как
- 26. Методологии эры подозрения в очень большой мере представляют собой гибрид «недоверия» с умозрительной стратегией Предположим, мы
- 27. Например: «подлинное право» – защита свободы индивида, или защита собственности, или развитие договорных отношений, или судопроизводство,
- 28. Т.е.: для упаковки разных фактов в связывающую их воедино конструкцию мы (неминуемо!) пользуемся умозрительной стратегией (также
- 29. В определенном смысле любое исследование представляет из себя комбинацию разных элементов, разных способов перехода от одного
- 30. Возвращаясь к эре подозрения (в вариантах марксизма и психоанализа) Умозрительная составляющая: провозглашение определенного первопринципа еще до
- 31. Эра подозрения: минусы и плюсы С одной стороны, К. Поппер отрясает прах психоанализа и марксизма с
- 32. Направления критики научной программы в гносеологии: Логическое (лингвистический анализ – от немецких и британских неопозитивистов до
- 33. Историко-культурная критика в гносеологии Изменение содержания знания не определяется (исключительно, или даже существенно) состоянием знания в
- 34. Историко-культурный релятивизм. Социология знания Подход, предполагающий изучение истории и состояния знания, исходя не из внутренней логики
- 35. Историко-культурный релятивизм. Варианты социологии науки Две основных логики социологии знания: 1) Эмпирическая - наблюдение за привычками
- 36. Элементарная форма социологии знания - конвенционализм (П. Дюэм, А. Пуанкаре). Знание как плод свободного от почти
- 37. Роберт Мертон и концепция “Этоса науки” - нормативно-ценностной системы той интеллектуальной деятельности, которой общество делегирует ответственность.
- 38. Универсализм – обязательство руководствоваться и при обсуждении чужих, и при подготовке собственных взглядов некоторыми общими для
- 39. Таким образом, в целом здесь речь идет о двух вещах: 1) своего рода, справедливость – относись
- 40. Карл Манхейм (1893 – 1947) – пример гносеологического направления в социологии знания Различение искажений знания на
- 41. Пример: о Петре I и основании Петербурга Описание ситуации: построил Петербург ценой жизней десятков тысяч человек.
- 42. Томас Кун. “Структура научных революций” Концепция скачкообразной смены моделей знания. Некорректность нового (революционного) решения с точки
- 43. Парадигма Понятие «парадигмы» (Т. Кун, «Структура научных революций», 1962, 1969) Круг идей, которые исповедует Круг людей,
- 44. Новый историцизм Историческая социология литературы История идей Послекуновская социология знания: как ученый сменяет парадигму? Из: осознания
- 45. Самое забавное – социология науки является наукой
- 46. Семинар (01 июня, 19.10). И коллоквиум Описание теоретической конструкции в контексте истории гуманитарной гносеологии. Позиционирование исследователя
- 47. Вопросы к семинару: Какова логика статьи Шюца, кто с кем спорит, кто с кем соглашается? Как
- 49. Скачать презентацию