Модель освоения чужой культуры М. Беннет

Содержание

Слайд 2

Этапы

Этноцентристские этапы - Под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений о

Этапы Этноцентристские этапы - Под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений
собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.
Этнорелятивистские этапы - Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как неизбежного и позитивного, проходит через этап адаптации к ним и может завершиться формированием межкультурно компетентной личности.

Слайд 3

Этноцентристские этапы

Отрицание. Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами.

Этноцентристские этапы Отрицание. Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий
Этноцентристская личность просто не воспринимает существования культурных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.
Изоляция понимается прежде всего как физическая изоляция народов и культур. Она способствует этноцентризму: если человек не сталкивается с чужими, нет необходимости задумываться о культурных различиях. В наши дни практически не может быть полной физической изоляции (разве что найдется неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне возможна относительная изоляция.
Сепарация, как уже указывалось, представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры. Она выступает как средство сохранения отрицания. В реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, политическим и другим основаниям, разделяющим людей на многочисленные и разнообразные группы. Например, в Америке жители трущоб часто принадлежат к иной расе и их материальные условия жизни способствуют расовой дискриминации.

Слайд 4

Защита. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего

Защита. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего
существования и пытается им противостоять. Поскольку существование различий признается как реальный факт, защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием.
Диффамация (клевета) - первая форма защиты — негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы. Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д
Превосходство - подчеркивание своего высокого культурного статуса, причем прямое отрицание чужой культуры не является обязательной чертой этого чувства. Чувство превосходства проявляется в виде гордости за свою расу, пол и т.п. Естественно, чужое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий статус.
Обратное развитие (полное изменение) не является обязательным этапом межкультурного развития, хотя его переживают многие из тех, кто долгое время проживает за границей. Оно означает очернение своей собственной культуры и признание превосходства другой. Субъективное значение, приписываемое культурному различию, остается тем же, просто происходит замена культуры, которая воспринимается как «другая», «отличная»

Слайд 5

Умаление. Этап умаления (минимизации) — последняя попытка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе

Умаление. Этап умаления (минимизации) — последняя попытка сохранить этноцентристскую позицию. На этом
культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты. Они рассматриваются как что-то тривиальное, естественное, незначительное по сравнению с культурным сходством.
Физический универсализм является первой формой минимизации и исходит из того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку. Логичным следствием из этих посылок будет утверждение, что все культурные различия сводятся к нескольким не очень существенным характеристикам.
Трансцендентальный универсализм является его своеобразным аналогом. Он предполагает, что все люди являются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего Бога). Самый известный пример — утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему.

Слайд 6

Этнорелятивистские этапы

Признание. Очередным, по представлениям Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым

Этнорелятивистские этапы Признание. Очередным, по представлениям Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и
этапом этнорелятивизма является этап признания (одобрения), когда существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признаются различия в поведении, затем — в культурных ценностях и т.д.
Различие в поведении, самое очевидное различие в поведении - язык. Вербальное поведение существенно варьируется в разных культурах. Человек начинает видеть поведение других людей через призму фундаментальных культурных различий, а не как вариант универсальных культурных истин, начинает осознавать, что языки — это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи, а средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипотеза Сепира — Уорфа).
Различия в системах культурных ценностей — главный элемент в воспитании межкультурной чуткости. Человек принимает разные взгляды на мир, являющиеся основой культурных вариаций в поведении. Ценности должны рассматриваться как проявление чисто человеческой способности освоения мира. Мы можем делать это по-разному, поэтому ценности у людей могут быть разными.

Слайд 7

Адаптация (приспособление). На этом этапе происходит углубление этнорелятивизма, приходит осознание того, что культура

Адаптация (приспособление). На этом этапе происходит углубление этнорелятивизма, приходит осознание того, что
— не застывшее образование, а процесс. Поэтому лучше говорить не о том, что «люди имеют культуру», а о том, что они вовлечены в нее.
Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Не следует путать сочувствие с сопереживанием, которое требует ставить себя на место другого человека, чтобы его понять.
Плюрализм, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Обычно для этого требуется не менее двух лет. Плюрализм демонстрируют дети эмигрантов и те, кто вырос в нескольких культурах (например, родители принадлежат к разным культурам).

Слайд 8

Интеграция — полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как «своя». На

Интеграция — полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как «своя».
этом этапе можно говорить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность включает другие жизненные принципы помимо ее собственных. Такой человек психологически и социально готов понять множество реальностей, способен к обдуманному выбору в специфической ситуации, а не просто действует в соответствии с нормами своей культуры. Иногда используют термины «межкультурная», «интернациональная», «универсальная» личность.
Контекстуальная оценка — первая фаза интеграции — описывает механизм, который позволяет человеку анализировать и оценивать ситуацию, когда возможно несколько вариантов культурного поведения. На уровне адаптации возможна такая ситуация, когда человеку все альтернативные модели поведения кажутся одинаково хорошими. Контекстуальная оценка позволяет ему выбрать наилучшую модель поведения в конкретной ситуации: где-то поступить по-американски, где-то — по-японски и т.п.
Конструктивная маргинальность – этап, на котором появляется межкультурная (мультикультурная, маргинальная) личность. Она находится вне культурных рамок в силу возможности подняться на метауровень анализа ситуации. Для такого человека нет естественной культурной идентичности, как нет и абсолютно правильного поведения. При этом человек как бы освобождается от оков культуры и открывает для себя, что есть много способов быть «хорошим», «честным» и «красивым». Это похоже на подъем в гору. Когда мы достигаем вершины, то видим, что все тропинки ведут к одной вершине, при этом каждая тропинка представляет взгляду уникальный пейзаж.
Имя файла: Модель-освоения-чужой-культуры-М.-Беннет.pptx
Количество просмотров: 65
Количество скачиваний: 0