Слайд 2ДАЖЬБОГ
Бог Солнца и его олицетворение.
В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи
![ДАЖЬБОГ Бог Солнца и его олицетворение. В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-1.jpg)
внуки-русские. Покровителем и родоначальником которых считалось это светоносное божество. Некоторые ученые растолковывают слово «славный» как «происшедший от Солнца», «потомок солнца».
Слайд 3стрибог
Повелитель, верховный властитель ветров. Слово «стри» означает воздух, поветрие.
«Слово
![стрибог Повелитель, верховный властитель ветров. Слово «стри» означает воздух, поветрие. «Слово о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-2.jpg)
о полку Игореве» называет ветры Стрибожьими внуками, которые веют с моря стрелами, то есть мечут молнии из дождевой тучи.
Слайд 4 ВЕЛЕС
Велес(или Волос)-славянское «скотий бог», олицетворение хозяйской мудрости. Первоначально считался звериным
![ВЕЛЕС Велес(или Волос)-славянское «скотий бог», олицетворение хозяйской мудрости. Первоначально считался звериным богом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-3.jpg)
богом вообще и покровителем охотничьей добычей.
В «Слове о полку Игореве» читаем: «Или так бы запел ты, вещий Боян, внук Велеса : «Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Нова – городе, стоят стяги в Путивле».
Слайд 5ХОРС
Божество света, родственное Дажьбогу (богу Солнца). В «Слове о полку Игореве»
![ХОРС Божество света, родственное Дажьбогу (богу Солнца). В «Слове о полку Игореве»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-4.jpg)
о князе Всеславе сказано, что он ночью рыскал волком, пробегая из Киева до Тмутаракани прежде Хорса, то есть восхода солнца.
Слайд 6КАРНА И ЖЕЛЯ
Божества погребального обряда : Карна – олицетворение печали ,
![КАРНА И ЖЕЛЯ Божества погребального обряда : Карна – олицетворение печали ,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-5.jpg)
Желя – беспредельного сострадания.
В «Слове о полку Игореве» читаем: «А Игорева храброго полка не воскресит! По нем кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле, размыкивая огонь людям в пламенном роге».
Слайд 7ДИВ
Див - одно из многих воплощений верховного бога Сварога (владыки Вселенной,
![ДИВ Див - одно из многих воплощений верховного бога Сварога (владыки Вселенной,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-6.jpg)
родоначальника богов). Это вихрь-человек. Сверкающий, точно молния, который внезапно появлялся на пути войска, идущего в поход, на бой, и выкликал пророчества: то страшные, то благоприятные.
В «Слове полку Игореве» «Див кличет вверху дерева…».
Слайд 8СОЛНЦЕ
Одно из первых божеств древних славян (наряду с месяцем и звездами).
![СОЛНЦЕ Одно из первых божеств древних славян (наряду с месяцем и звездами).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-7.jpg)
В фольклоре к солнцу обращаются герои в трудных случаях жизни, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им.
Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла. То есть нечистой силы, мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия.
Слайд 9ВЕТЕР
В «Слове…» Ярославна плачет, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь
![ВЕТЕР В «Слове…» Ярославна плачет, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-8.jpg)
ты наперекор? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего лады?...»В поверьях славян ветры обычно представали существами одушевленными. Русские сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбой о помощи как к существам живым и готовым выручить в беде.
Слайд 10ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ
в «Слове о полку Игореве»
Образы
птиц и животных
![ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ в «Слове о полку Игореве» Образы птиц и животных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-9.jpg)
Слайд 11Сокол
Сокол пользовался в русском фольклоре большим почетом. Он считался воплощением небесных
![Сокол Сокол пользовался в русском фольклоре большим почетом. Он считался воплощением небесных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-10.jpg)
стихий. Сокол боевит, победоносен, неотразим в сражениях. Ему уподобляются многие сказочные герои.
В «Слове…» читаем: «Далеко залетел сокол, птиц избивая – к морю!» , «Уже соколам крылья подсекли саблями поганых…»
Слайд 12Ворон
В древности считался птицей, связанной с миром мертвых, со смертью. Народная мифология
![Ворон В древности считался птицей, связанной с миром мертвых, со смертью. Народная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-11.jpg)
уверяет: ворон черен оттого, что связан с силами тьмы. В «Слове…»: «…но часто вороны граяли, трупы между собой деля».
Слайд 13Кукушка
Вещая птица, посвященная богине весны Желе. Она определяет долготу человеческой жизни.
![Кукушка Вещая птица, посвященная богине весны Желе. Она определяет долготу человеческой жизни.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-12.jpg)
В народных песнях славян прилетает горевать над умершими; она – олицетворение невыносимой сердечной печали по милым умершим людям.
Слайд 14орел
Для всех славянских народов орел - царь –птица, олицетворение гордого могущества
![орел Для всех славянских народов орел - царь –птица, олицетворение гордого могущества](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-13.jpg)
и вольности. Бог –громовник Перун чаще всего воплощался в нем.
По старинному поверью, появление орла над войском служило предзнаменованием победы.
Слайд 16Волк
Животное, чаще других встречающееся в фольклоре славян. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость,
![Волк Животное, чаще других встречающееся в фольклоре славян. Осмысленность поведения волчьей стаи,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-15.jpg)
ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение.
Образ волка неоднозначен. Вор и разбойник по своей звериной натуре, волк помогает человеку в сказках. Это след почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей из своего племени .Но со временем почитание тотема и страх перед лютым хищником разошлись в разные стороны. Волк стал более недругом , чем помщником. В «Слове…» волку уподобляются как русский князь, так и половчане.
Слайд 17Цветопись
в «Слове о полку Игореве»
«Слово» в работах мастеров Палеха
![Цветопись в «Слове о полку Игореве» «Слово» в работах мастеров Палеха](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-16.jpg)
Слайд 22Редуцированнные
(краткие , ослабленные) гласные
![Редуцированнные (краткие , ослабленные) гласные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/346507/slide-21.jpg)