Слайд 2На данный момент не существует единой теории ритуала, поле исследований этого понятия
![На данный момент не существует единой теории ритуала, поле исследований этого понятия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-1.jpg)
характеризуется скорее продуктивной неоднородностью подходов. Вот несколько причин такой ситуации. Во–первых, научные традиции в различных дисциплинах ведут к различным перспективам и различным постановкам задач. Во–вторых, как показывают многие этнографические исследования, многоплановость ритуала невозможно постичь с помощью одного только теоретического схватывания. И наконец, сознание исторического и культурного характера ритуала противостоит образованию универсалистской теории ритуала. В зависимости от времени, пространства, культуры и предметного поля приходят к различным концептам и определениям понятия ритуал
Слайд 3 Отправной точкой в постановке проблемы «ритуала» считают работу английского исследователя Робертсона
![Отправной точкой в постановке проблемы «ритуала» считают работу английского исследователя Робертсона Смита](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-2.jpg)
Смита «Лекции по религии семитов» (1895).Исследования древнееврейской культуры привели его к убеждению, что любая религия, древняя или современная, состоит из верований или догматов и определенной ритуальной практики и правил поведения, причем если в современной религии стержневым элементом является догмат, а ритуальная практика производна от него, то в древних религиях действие предшествует догмату.
Слайд 4Идеи Робетсона Смита оказали непосредственное влияние на концепцию ритуала, сформулированную Эмилем Дюркгеймом
![Идеи Робетсона Смита оказали непосредственное влияние на концепцию ритуала, сформулированную Эмилем Дюркгеймом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-3.jpg)
в его фундаментальном труде «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).С точки зрения Дюркгейма, жизнь осуществляется как бы в двух областях, никак не связанных друг с другом и имеющих качественно различную природу: области «священного» или «сакрального» ( le sacre) и области «мирского» (le profane). Область сакрального выражает общественное начало в человеке. Исходя из этого Дюркгейм дает определение ритуала. Исходя из разделения Смитом религии на верования и ритуал, он называет ритуалом систему «правил поведения, которые предписывают, как человек должен вести себя в присутствии сакральных объектов»
Слайд 5Б. Малиновский вводит в сферу сакрального еще одно начало - индивидуума, а
![Б. Малиновский вводит в сферу сакрального еще одно начало - индивидуума, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-4.jpg)
ритуал в его модели превращается в «мост», связывающий человека и общество. С помощью ритуала общество решает свои проблемы, которые, по Малиновскому, сводятся к вовлечению индивидуума в круг общественных обязанностей и снятию у него стрессовых состояний, вызванных сменой социального статуса, страхом смерти и т.д. Сам ритуал становится у Малиновского «школой морали», а в контурах концепции отчетливо различаются гегелевские очертания: с помощью ритуала персонифицированный социум обеспечивает бесперебойное функционирование социального организма, утверждает необходимый социальный порядок
Слайд 6 Ирвинг Гофман обращается к повседневной жизни современного ему общества и называет
![Ирвинг Гофман обращается к повседневной жизни современного ему общества и называет ритуалами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-5.jpg)
ритуалами этикетные нормы социального поведения, такие как приветствия, знаки уважения, запреты.
Слайд 7Тернер говорит, что ритуал можно рассматривать как язык, элементарными структурными элементами которого
![Тернер говорит, что ритуал можно рассматривать как язык, элементарными структурными элементами которого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-6.jpg)
являются символы, утверждая, что «группы символов могут быть выстроены таким образом, чтобы составить сообщение, в котором определенные символы функционируют аналогично частям речи и в котором могут существовать условные правила соединения» . Он разделяет символы на доминантные и инструментальные. Доминантными являются символы, имеющие некоторое универсальное для данной группы ритуалов значение, не зависящее непосредственно от ритуального контекста. Они присутствуют в огромном числе ритуалов данной культуры и являются как бы центрами, структурирующими ритуальное действие (таким доминантным символом для советской культуры является, например, красное знамя). У инструментальных символов нет заранее известного значения, оно определяется ритуальным контекстом всего действия.
Слайд 8В. Топоров считает, что единственным подлинным ритуалом является процесс творения Космоса из
![В. Топоров считает, что единственным подлинным ритуалом является процесс творения Космоса из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-7.jpg)
Хаоса. «Исходное положение – мир распался в Хаосе, все прежние связи нарушены и уничтожены. Задача – интегрировать Космос из его составных частей, зная правила отождествления этих частей и частей жертвы, в частности человеческой. Способ – ритуальное действие, во время которого жрец произносит над жертвой, находящейся на алтаре, соответствующем центру мира, текст, содержащий указанные только что отождествления, и жертва принимается, в чем следует видеть действие, преобразующее синтез Космоса, восстановление всего того, что возникло в акте первотворения»
Слайд 9Мирче Элиаде понимает под ритуалом повторение архетипического действия, выполнявшегося в начале времен
![Мирче Элиаде понимает под ритуалом повторение архетипического действия, выполнявшегося в начале времен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-8.jpg)
богом, героем или предком: человеческое бракосочетание воспроизводит священный брак (иерогамию); битвы, конфликты, войны также восходят к сакральному прообразу; даже локальные формы архаической культуры имеют ритуальный характер, восходя к соответствующим действиям богов или героев. Благодаря такому повторению архаический человек сохраняет связь с основаниями бытия.
Слайд 10
Определение социального ритуала, учитывая перечисленные выше черты, можно сформулировать так.
Социальный ритуал –
![Определение социального ритуала, учитывая перечисленные выше черты, можно сформулировать так. Социальный ритуал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-9.jpg)
это исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.
Слайд 11Существуют различные типологии ритуалов.
К.Вульф, например, выделяет следующую типологию ритуалов:
«ритуалы перехода (рождение и
![Существуют различные типологии ритуалов. К.Вульф, например, выделяет следующую типологию ритуалов: «ритуалы перехода](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-10.jpg)
детство, инициация и совершеннолетие, брак, смерть);
институциональные ритуалы или ритуалы вступления в должность(принятие на себя новых обязанностей и занятие новой позиции);
сезонные ритуалы (Рождество, дни рождения, дни поминовения, национальные праздники);
ритуалы интенсификации (отмечание события, любовь, сексуальность);
ритуалы протеста и бунта (движение за мир и экологию, молодёжные ритуалы);
интерактивные ритуалы (приветствия, прощания, конфликты)».
Слайд 12
Функции социальных ритуалов
( по Э.Дюркгейму)
1. Социализации индивида: ритуал готовит индивида
![Функции социальных ритуалов ( по Э.Дюркгейму) 1. Социализации индивида: ритуал готовит индивида](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-11.jpg)
к социальной жизни, воспитывая в нем необходимые качества, без которых невозможна его жизнь в обществе.
2. Интегрирующая (связующая): с помощью ритуалов коллектив периодически обновляет и утверждает себя, свое единство.
3. Воспроизводящая: направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Только в том случае, если социальный опыт постоянно актуализируется, коллектив может выжить.
4. Психотерапевтическая: ритуал служит для создания условий психологического комфорта социального бытия. Эта функция приобретает особое значение в тех случаях, когда коллектив сталкивается с кризисными ситуациями (смерть и др.)
Слайд 13Эмоциональная сторона ритуала является наиболее важной. Этологи и психологи связывают возникновение ритуализации
![Эмоциональная сторона ритуала является наиболее важной. Этологи и психологи связывают возникновение ритуализации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-12.jpg)
с реакцией на ситуацию неопределенности, порождающую страх, тревогу, неуверенность.
В ритуалах происходит снятие эмоционального напряжения, «канализируется агрессия» (обобщение взглядов этологов и психологов на ритуализацию поведения). Проблема психологического воздействия ритуала занимает важное место и в этнографических теориях, при этом мнения этнографов расходятся. «Если большинство из них соглашается с тезисом «ритуал дает выход накопившейся психической энергии», то некоторые, наоборот, считают, что «психологический эффект ритуала состоит в том, чтобы вызвать ощущение опасности». Попытка примирения этих точек зрения была предпринята Хомэнсом, который считал, что они обе по-своему справедливы. Первичное напряжение (например, в ситуации рождения ребенка, смерти и т. п.) снимается в соответствующем ритуале, но затем возникает новое напряжение из-за сомнений в эффективности и правильности исполнения ритуала. Для избавления от новой опасности человек прибегает к новым ритуалам (например, очищения).
Слайд 14СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
Берн Э. Люди, которые играют в
![СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. Берн Э. Люди, которые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/465229/slide-13.jpg)
игры. Психология
человеческих взаимоотношений. Спб., 1992.
Вульф К. К генезису социального: мимезис, перформативность и ритуал. Спб., 2009.
Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М.,1998.
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с фр. Н.А.Шматко. М., 2005.
Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.
Уорнер У. Живые и мертвые. М.-Спб., 2000.
Элиаде М. Космос и история. М., 1987.