Содержание
- 2. Икона – образное выражение христианской веры Икона—это образное выражение христианской веры, поэтому и художественный язык ее
- 3. Икона – окно в мир невидимый Основная иконография сформировалась с IV по VIII в. По сравнению
- 4. Обратная перспектива в иконографии – вовлечение зрителя внутрь мира иконы Кажущиеся искажения пространства и формы создаются
- 5. Святые на иконе преображены светом вечности. Они лишены телесных недостатков, даже если таковые были в жизни.
- 7. И вот икона дает зримое выражение такого понимания человека: она изображает святых в новой, преображенной плоти,
- 8. Как на иконе выражаются душевные эмоции? Икона — не портрет, она являет не лицо человека, а
- 9. «Глаза — зеркало души» Особое значение в иконе имеют глаза. На древних иконах их писали преувеличенными,
- 10. «Глаза — зеркало души»
- 11. Цвет в иконе Цвет также имеет богатую символику в иконе, Золотой — цвет Горнего Иерусалима, который
- 12. Многообразие иконописных школ Иконописный язык был выработан в Византии и распространился по всему христианскому миру. При
- 13. Что же такое канон? Что же такое канон? Обычно канон воспринимают как жесткие рамки, ограничивающие возможности
- 14. Икона Божией Матери Иерусалимская. Начало XVI в. Церковь Рождества Христова, Ярославль Св. Иоанн Богослов Ок. 1500.
- 15. Лик Богородицы. Фрагмент иконы «Богородица Катафиги (убежище) и св. Иоанн Богослов». Ок. 1395. София
- 16. ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ Иконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства к лику святых
- 17. Цари и князья — в царских и княжеских одеждах, иногда с коронами на головах, и в
- 18. Юродивые и Целители Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в памяти народной, совершая
- 20. Скачать презентацию
Слайд 2Икона – образное выражение христианской веры
Икона—это образное выражение христианской веры, поэтому и
Икона – образное выражение христианской веры
Икона—это образное выражение христианской веры, поэтому и
Это художественно-символический код, укорененный в учении церкви о Христе как Боге и Человеке, пришедшем в мир ради спасения людей.
Снятие со креста. Положение во гроб
Новгород(?). Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 3Икона – окно в мир невидимый
Основная иконография сформировалась с IV по VIII
Икона – окно в мир невидимый
Основная иконография сформировалась с IV по VIII
По сравнению с первыми натуралистическими изображениями иконы становятся все более условными, тяготеющими к плоскостности.
Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончается, тем самым являя духовную наполненность образа. Можно сказать, что образ накапливал, аккумулировал дух, стремился преобразить плоть, лишить ее грубой материальности, растворить в свете, переплавить в духовной энергии.
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.
Она не изображает окружающий нас мир, а являет иную реальность, поэтому икона использует символы и знаки, не прямо описывающие нам, как выглядит иная реальность, а лишь указывающие на нее. Икона — образ вечности, поэтому в ней все иное: мир и человек, свет и цвет, пространство и время.
Слайд 4Обратная перспектива в иконографии –
вовлечение зрителя внутрь мира иконы
Кажущиеся искажения пространства
Обратная перспектива в иконографии –
вовлечение зрителя внутрь мира иконы
Кажущиеся искажения пространства
Точка пересечения линий иконы — геометрических и смысловых — находится перед иконой, там, где стоит зритель. Пространство иконы как бы выстраивается вокруг него, вовлекая его внутрь иконного мира, и поэтому все предметы кажутся развернутыми, они видны с трех, а то и с четырех сторон.
Школа Рублева. Рождество Христово.
1410–1420-е гг.
Слайд 5Святые на иконе преображены светом вечности. Они лишены телесных недостатков, даже если
Святые на иконе преображены светом вечности. Они лишены телесных недостатков, даже если
Икона не отрицает плоть, но освящает ее и придает ей новое, более высокое значение. Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями — культом тела и отвержением его — в освящении и преображении плоти.
Древние греки в классический период провозглашали: «в здоровом теле — здоровый дух».
Христианство устами апостола Павла выражает иное представление о теле: «Тело — это храм Святого Духа».
Слайд 7И вот икона дает зримое выражение такого понимания человека: она изображает святых
И вот икона дает зримое выражение такого понимания человека: она изображает святых
Андрей Рублев. Спас в силах
1410–1420 г. ГТГ, Москва
Слайд 8Как на иконе выражаются душевные эмоции?
Икона — не портрет, она являет не
Как на иконе выражаются душевные эмоции?
Икона — не портрет, она являет не
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. При этом святой предстает отрешенным от земных страстей, он принадлежит иному миру и оттуда взирает на нас, поэтому в иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов, сильных страстей.
Эмоции выражаются через жест, положение рук: волнение, отчаяние, страдание, мольба — все выражают руки.
Жест имеет большое значение в иконе, и жесты весьма разнообразны: благословляющий жест Спасителя, молитвенный и заступнический у Богоматери, прижатые к груди руки столпников и пустынников, поднесенная к уху рука слушающего Бога пророка…
Илья-пророк в пустыне с житием
Псков. Конец XIII в. ГТГ, Москва
Слайд 9 «Глаза — зеркало души»
Особое значение в иконе имеют глаза. На
«Глаза — зеркало души»
Особое значение в иконе имеют глаза. На
Известное выражение «глаза — зеркало души» как нельзя лучше подходит к иконе.
А в Священном Писании сказано так: «Светильник тела есть око; если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» .
Именно через глаза икона и выявляет светоносность образа.
Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она на вас.
Ангел Златые власы
Конец XII в. ГРМ, Санкт-Петербург
Слайд 10«Глаза — зеркало души»
«Глаза — зеркало души»
Слайд 11Цвет в иконе
Цвет также имеет богатую символику в иконе, Золотой — цвет
Цвет в иконе
Цвет также имеет богатую символику в иконе, Золотой — цвет
Красный — цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский.
Синий цвет — цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Белый — это свет преображения и цвет белых одежд праведников.
Черный — цвет тьмы, бездны ада.
Красочность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие колорита иконы — это отблеск красоты Царства Небесного.
Работа над иконой делится на две стадии — доличное и личное. Сначала пишется все до ликов: фон, пейзаж, стаффаж (архитектура), одежды, атрибуты и проч., а после пишется лик как самое главное и содержательное в иконе.
МАСТЕР КРУГА ФЕОФАНА ГРЕКА
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Начало XV в. (1403?). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 12Многообразие иконописных школ
Иконописный язык был выработан в Византии и распространился по всему
Многообразие иконописных школ
Иконописный язык был выработан в Византии и распространился по всему
Отсюда такое многообразие иконописных школ и традиций. Однако на протяжении уже полутора тысяч лет искусство православного Востока остается неизменным в своей основе, поскольку зиждется на едином каноне, в отличие от Запада, отошедшего в XIII–XIV вв. от иконописной традиции и развившего иную традицию религиозного искусства, не связанную с каноном.
Слайд 13Что же такое канон?
Что же такое канон? Обычно канон воспринимают как жесткие
Что же такое канон?
Что же такое канон? Обычно канон воспринимают как жесткие
Канон (греч. — правило) — это внутренний стержень, духовная основа иконы.
Канон — это своего рода грамматика иконы, тот язык, на котором говорит иконописный образ.
Канон не исключает свободы творчества, великие иконописцы прошлого создавали весьма оригинальные произведения, используя канон.
И порой рядом работавшие мастера были весьма не похожи друг на друга. Самый яркий пример: Феофан Грек и Андрей Рублев работали в одно время на Руси и даже расписывали одни и те же храмы, но более непохожих иконописцев найти трудно.
Ф. Грек. Богоматерь
1405. Благовещенский собор
Московского Кремля
А. Рублев
Иоанн Предтеча
1408. Успенский собор
во Владимире
Слайд 14Икона Божией Матери Иерусалимская. Начало XVI в.
Церковь Рождества Христова, Ярославль
Св. Иоанн Богослов
Ок.
Икона Божией Матери Иерусалимская. Начало XVI в.
Церковь Рождества Христова, Ярославль
Св. Иоанн Богослов Ок.
Слайд 15Лик Богородицы. Фрагмент иконы «Богородица Катафиги (убежище)
и св. Иоанн Богослов». Ок. 1395.
Лик Богородицы. Фрагмент иконы «Богородица Катафиги (убежище) и св. Иоанн Богослов». Ок. 1395.
Слайд 16ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ
Иконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства
ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ
Иконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства
Мученики обычно изображаются в красном (символ крови) и с крестом (символ следования за Христом). Среди мучеников немало женщин — Варвара, Параскева, Екатерина.
Мученики-воины, принявшие смерть за Христа в первые века, — изображаются в латах и полном вооружении, но, как правило, мечи опущены вниз в знак того, что их битва духовная.
Апостолов изображают в античной одежде — хитоне (нижняя рубаха) и гиматии (верхний плащ). В руках они держат свитки или книги, как провозвестники Евангелия.
На иконах Петр и Павел нередко изображаются вместе, и это символизирует полноту церкви, так как Петр проповедовал евреям, а Павел — язычникам. Их иконография сформировалась уже в первые века, и она достаточно устойчива, до сих пор Петра изображают с седой курчавой головой и небольшой бородой, а Павла — темноволосым, с высоким лбом с большими залысинами и темной удлиненной бородой.
У Петра обычно в руках ключи, так как согласно Евангелию Христос вручил ему ключи Царства Небесного.
Павла изображают с книгой, так как он книжник, проповедник и писатель,.
АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ
Середина XI в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород
Слайд 17Цари и князья — в царских и княжеских одеждах, иногда с коронами
Цари и князья — в царских и княжеских одеждах, иногда с коронами
Борис и Глеб с житием
Вторая половина XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москв
Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский
Начало XVI в. Собор св. Софии, Новгород
Пустынники и юродивые часто пишутся на иконах обнаженными в знак их суровой аскезы.
Слайд 18Юродивые и Целители
Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в
Юродивые и Целители
Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в
Фоном для их образов часто служит вид города или храма, с которыми связан подвиг святого.
Целители в руках держат ящички с лекарственными снадобьями.
За труд целители не брали платы, так как свой дар получили от Бога. А если даром получили, даром и отдали.
Св. Пантелеймон
Вторая половина XIII в.
Особым видом святости обладали блаженные, или юродивые.
Внешне безумные, на самом деле они были наделены духовной мудростью и духовным зрением, даром предвидения. Под видом юродства они отвергали условности этого мира и имели возможность пророчествовать, предупреждать об опасностях, обличать и призывать к покаянию.