Русский авангард

Содержание

Слайд 2

Ру́сский аванга́рд — одно из направлений модернизма в России в 1900—1930 гг., расцвет которого пришелся

Ру́сский аванга́рд — одно из направлений модернизма в России в 1900—1930 гг.,
на 1914–1922 гг.

Основными направлениями и представители русского авангарда были:
-Абстракционизм, Василий Кандинский
-Супрематизм, Казимир Малевич
-Конструктивизм, Владимир Татлин
-Кубофутуризм (кубизм, футуризм), Владимир Маяковский

АВАНГАРД РУССКИЙ (от фр. avant-garde – передовой отряд). Термин «авангард», обозначающий новаторские явления, порывающие с классической преемственностью в искусстве и литературе, входит в употребление во Франции в середине 19 в.

Феномен искусства 20 в., определяемый термином «русский авангард», не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве в предвоенные – 1907–1914 гг., выходящие на авансцену в годы революции и достигающие зрелости в первое послереволюционное десятилетие.

Слайд 3

Различные течения художественного авангарда объединяет решительный разрыв не только с академическими традициями

Различные течения художественного авангарда объединяет решительный разрыв не только с академическими традициями
и эклектической эстетикой 19 в., но и с новым искусством стиля модерн – господствующим в это время повсеместно и во всех видах искусства от архитектуры и живописи до театра и дизайна.
Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

Слайд 4

Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование

Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование
человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь создание изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы»,хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип«антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард«странные миры» новой науки и техники — из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.

Слайд 5

Михаил Фёдорович Ларионов 
(1881-1964)

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В

Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества
унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как "Розовый куст", "Сад", "Рыбы при закате" (все 1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на выставках Общества акварелистов, Союза русских художников (СРХ), "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 года в Париже. 

Михаил Ларионов – лидер русского авангарда, бунтарь, вожак, мастер эпатажа, новатор, первый русский перформанционист, вышедший за рамки картинной живописи. Сегодня он один из самых дорогих и востребованных художников на аукционах русского авангарда.

Слайд 6

С 1910 года начинается самый активный этап в творчестве художника. Он организует

С 1910 года начинается самый активный этап в творчестве художника. Он организует
художественную группу "Бубновый валет", противопоставляя меланхоличности, утонченности и символизму «Голубой Розы» искусство, вдохновленное народными истоками, насыщенное элементами шутки, пародии, гротеска. Но вскоре по идейным соображениям Ларионов был вынужден покинуть объединение. В 1911 совместно с Натальей Гончаровой он основал группу "Ослиный хвост", а в 1912 проводит одноименную выставку.

Михаил Ларионов. Провинциальная франтиха. 1907 г.

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г.

Слайд 7

Михаил Ларионов. Петух. 1912 г. 

Михаил Ларионов. Лучизм.
Фрагмент. 1912 г.

Михаил Ларионов. Петух. 1912 г. Михаил Ларионов. Лучизм. Фрагмент. 1912 г.

Слайд 8

«Рыбы при закате», 1904

«Рыбы при закате», 1904

Слайд 9

«Сад»1910

Большое значение для Ларионова имела поездка 1906 года в Париж по приглашению

«Сад»1910 Большое значение для Ларионова имела поездка 1906 года в Париж по
С. Дягилева для участия в выставке Осеннего салона, во время которой он открыл для себя французский фовизм. Но в картине “Сад”, кроме фовизма, сказывается другой источник вдохновения Ларионова – это родной Тирасполь, куда художник обязательно приезжал в летний период, откуда привозил множество новых работ. Щедрые краски этого провинциального южного городка, живым потоком изливаются на зрителя в его холстах начала 1910-х годов, к которым относится и „Сад“.

Слайд 10

«Куст сирени в цвету» 1904-1905

«Куст сирени в цвету» 1904-1905

Слайд 11

«Акации весной (Верхушки акаций)» 1904

У него было особое отношение к живописной поверхности

«Акации весной (Верхушки акаций)» 1904 У него было особое отношение к живописной
холста, в котором он чувствовал, прежде всего, единство. Все картины Ларионова того периода  смотрятся как яркие, декоративно-ковровые  панно. Он соединяет в единое целое декоративность модерна и цветовоздушность импрессионизма.

Слайд 12

«Яблони после дождя». 1906

Его живопись жизнелюбива, с тонким чувством цвета и света,

«Яблони после дождя». 1906 Его живопись жизнелюбива, с тонким чувством цвета и
цвета богаты различными оттенками, насыщенны и поражают напряженностью.

Слайд 13

В 1907 году Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский

В 1907 году Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский
лубок, ремесленную вывеску и т. п. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии "Франты" и "Парикмахеры". На выставке "Бубновый валет" 1910 году он демонстрирует полотно "Хлеб", напоминающее вывеску булочной.

Парикмахер. 1907

«Хлеб»1910

Слайд 14

В 1900 году он знакомится с Натальей Гончаровой, которая стала его женой

В 1900 году он знакомится с Натальей Гончаровой, которая стала его женой
и соратницей. Она вспоминала, что европейская живопись, с которой они познакомились в Париже,  поразила не столько стилем, сколько тем, что европейское искусство все больше разворачивается в сторону востока и возвращается к истокам: примитивизму, фольклору и народному творчеству.
Парижское турне стало толчком для следующего этапа творчества Михаила Ларионова. Он открывает для себя красоту русского лубка, народного творчества и примитивного искусства. Русское традиционное искусство становится новым источником вдохновения художника.

«Ландшафт». Середина 1900-х

Слайд 15

Гончарова, Наталья Сергеевна

 ( 1881- 1962) — русская художница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России.

Увлекшись

Гончарова, Наталья Сергеевна ( 1881- 1962) — русская художница-авангардистка. Внесла значительный вклад
искусством, Гончарова начала обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое продолжалось с 1901 по 1909 год. Сначала Наталья занималась преимущественно скульптурой, а впоследствии стала увлекаться живописью. Первым наставником начинающей художницы стал К.А. Коровин. При этом скульптурные работы художницы тоже получили высокую оценку.

Ранними работами Гончаровой стали картины в духе импрессионизма. Эти полотна успешно экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ.

Слайд 16

Автопортрет (1907)

С 1906 года Гончарова всё более интенсивно занимается живописью. В Париже она посещает ретроспективу Поля Гогена и

Автопортрет (1907) С 1906 года Гончарова всё более интенсивно занимается живописью. В
увлекается фовизмом, отдаляясь от импрессионизма. Вскоре она пробует себя во многих других направлениях живописи: увлекается кубизмом и примитивизмом. Одновременно Гончарова активно выставляет свои работы, принимая участие во всех значительных выставках современного искусства в России, некоторых европейских выставках

Слайд 17

1911 г., Н.С. Гончарова, «Крестьяне». 

Художница использовала традиции лубка, русской иконы. Она была

1911 г., Н.С. Гончарова, «Крестьяне». Художница использовала традиции лубка, русской иконы. Она
в этом не одинока, но ее произведения отличались по тематике. Гончарова обращалась в своих работах к крестьянской и религиозной темам («СБОР ПЛОДОВ», 1907-1908; «УБОРКА ХЛЕБА», 1907, ГРМ; «БЕЛЕНИЕ ХОЛСТА», 1908; «РЫБНАЯ ЛОВЛЯ», 1908, ГТГ; «КРЕСТЬЯНЕ, СОБИРАЮЩИЕ ЯБЛОКИ», 1911, ГТГ; «СБОР ВИНОГРАДА», 1911, «ЕВАНГЕЛИСТЫ», 1910, ГРМ). Очевидно, в этих произведениях сказались долгое общение с крестьянами в детстве, проникновение в образы народного сознания.

Слайд 18

«Сбор яблок», 1907

«Уборка хлеба», 1907

«Сбор яблок», 1907 «Уборка хлеба», 1907

Слайд 19

«Рыбная ловля», 1908

«Сбор винограда», 1911

«Рыбная ловля», 1908 «Сбор винограда», 1911

Слайд 20

Наталия Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911 г.

Наталия Гончарова. Евреи. Шабаш. 1912 г.

Наталия Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911 г. Наталия Гончарова. Евреи. Шабаш. 1912 г.

Слайд 21

«Купание лошадей», 1911

«Орхидеи», 1914

«Купание лошадей», 1911 «Орхидеи», 1914

Слайд 22

Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение

Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение
линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество.

Центр французского периода Гончаровой — театр. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» Мориса Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского, 1923, «Жар-птица» Игоря Стравинского, 1926 и другие спектакли). В 1920-е годы и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е годы Гончарова писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов — их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. 

Имя файла: Русский-авангард.pptx
Количество просмотров: 161
Количество скачиваний: 0