Русская портретная живопись в XVIII веке

Содержание

Слайд 2

ВНИМАНИЕ!

Записать определения портрета, иконы, парсуны;
Фамилии имена отчества художников и их произведения.

ВНИМАНИЕ! Записать определения портрета, иконы, парсуны; Фамилии имена отчества художников и их произведения.

Слайд 3

ПОРТРЕ́Т (ФР. PORTRAIT, ОТ СТАРОФРАНЦ. PORTRAIRE — «ВОСПРОИЗВОДИТЬ ЧТО-ЛИБО ЧЕРТА В ЧЕРТУ», УСТАР.

ПОРТРЕ́Т (ФР. PORTRAIT, ОТ СТАРОФРАНЦ. PORTRAIRE — «ВОСПРОИЗВОДИТЬ ЧТО-ЛИБО ЧЕРТА В ЧЕРТУ»,
ПАРСУНА — ОТ ЛАТ. PERSONA — «ЛИЧНОСТЬ; ОСОБА») — ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЛИ ОПИСАНИЕ КАКОГО-ЛИБО ЧЕЛОВЕКА ЛИБО ГРУППЫ ЛЮДЕЙ…

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели
Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

Слайд 4

На развитие портретного жанра влияют две тенденции:

прогресс технических изобразительных навыков, например, овладение

На развитие портретного жанра влияют две тенденции: прогресс технических изобразительных навыков, например,
анатомией и композицией, умением построить полотно.
развитие представлений о значимости человеческой личности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.

Слайд 5

ИКОНА

Ико́на — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное

ИКОНА Ико́на — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных
изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Слайд 6

ПАРСУНА

Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости

ПАРСУНА Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного
от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна» в значении произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи предложено И. М. Снегирёвым в 1854 году.

Слайд 7

ПАРСУНА

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового

ПАРСУНА Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового
мировоззрения и формирования новых художественных идеалов.
Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1660-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

Слайд 8

И.Н.Никитин (Середина 1680-х - не ранее 1742)

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер»,

И.Н.Никитин (Середина 1680-х - не ранее 1742) Иван Никитич Никитин — «Персонных
любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры».
И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

Слайд 9

И.Н.Никитин (Середина 1680-х - не ранее 1742)

Сын московского священника. Первоначальное образование получил, возможно, в

И.Н.Никитин (Середина 1680-х - не ранее 1742) Сын московского священника. Первоначальное образование
типографской школе при Оружейной палате в Москве. С 1711 жил в Петербурге. С 1716 по 1719 пенсионер Петра I в Италии, учился во Флоренции у Томмазо Реди. В начале 1720 вернулся в Россию, с 1721 «гофмалер персонного дела». По документальным свидетельствам, в 1715 и 1721 «на Котлине-острову» (в Кронштадте) выполнил с натуры портреты Петра I, который гордился своим живописцем и рекомендовал его как “доброго мастера».

Слайд 10

Портреты И. Н. Никитина
Портрет Петра I
Петр I на смертном ложе

Портреты И. Н. Никитина Портрет Петра I Петр I на смертном ложе

Слайд 11

Портреты И. Н. Никитина
?Портрет цесаревны Елизаветы Петровны (1709-1761)

Портрет Анны Петровны, дочери Петра

Портреты И. Н. Никитина ?Портрет цесаревны Елизаветы Петровны (1709-1761) Портрет Анны Петровны, дочери Петра I
I

Слайд 12

Портреты И. Н. Никитина

Портрет Петра I
Портрет императрицы Екатерины I

Портреты И. Н. Никитина Портрет Петра I Портрет императрицы Екатерины I

Слайд 13

Портреты И. Н. Никитина
Портрет канцлера Г.И.Головкина
Портрет царевны Прасковьи Иоанновны

Портреты И. Н. Никитина Портрет канцлера Г.И.Головкина Портрет царевны Прасковьи Иоанновны

Слайд 14

Портреты И. Н. Никитина

Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756)

Портрет напольного гетмана

Портреты И. Н. Никитина Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756) Портрет напольного гетмана

Слайд 15

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)

Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739) Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из
русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.).

Слайд 16

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)

Матвеев обучался в излюбленной Петром I Голландии, в амстердамской

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739) Матвеев обучался в излюбленной Петром I Голландии, в
мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины. «А именно партреть Вашего Величества, который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего. При сем партреть господина агента Фанденбурха». Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились), и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование.

Слайд 17

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)
Портрет Петра Великого.
1724-1725г
Автопортрет с женой.
1729г

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739) Портрет Петра Великого. 1724-1725г Автопортрет с женой. 1729г

Слайд 18

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)

Портрет И.А.Голицына.

Портрет кн.Анастасии Петровны Голицыной

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739) Портрет И.А.Голицына. Портрет кн.Анастасии Петровны Голицыной

Слайд 19

Антропов Алексей Петрович (1716-1795)

Алексей Петрович Антропов — выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей,

Антропов Алексей Петрович (1716-1795) Алексей Петрович Антропов — выдающийся русский живописец-портретист, автор
академик Императорской Академии Художеств

Слайд 20

Антропов Алексей Петрович (1716-1795)

Портрет царицы Софьи
Портрет Екатерины II

Антропов Алексей Петрович (1716-1795) Портрет царицы Софьи Портрет Екатерины II

Слайд 21

Антропов Алексей Петрович (1716-1795)
Портрет неизвестной
Портрет статс-дамы А.М.Измайловой

Антропов Алексей Петрович (1716-1795) Портрет неизвестной Портрет статс-дамы А.М.Измайловой

Слайд 22

Аргунов Иван Петрович (1729-1802)

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П.
— одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.
Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.

Слайд 23

Аргунов Иван Петрович (1729-1802)
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме 1784 г.
Портрет калмычки Аннушки

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме 1784 г.
1767 г.

Слайд 24

Аргунов Иван Петрович (1729-1802)

Портрет А. А. Лазаревой 1769 г.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Портрет А. А. Лазаревой 1769 г. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Слайд 25

Аргунов Иван Петрович (1729-1802)

Портрет B. П. Шереметьевой 1768 г
Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве.

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Портрет B. П. Шереметьевой 1768 г Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве. 1750-е
1750-е

Слайд 26

Аргунов Иван Петрович (1729-1802)
Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире. 1775

Автопортрет 1760 г.

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире. 1775 Автопортрет 1760 г.

Слайд 27

Федор Степанович Рокотов (1735-1808)


Портрет неизвестного молодого
человека в гвардейском мундире
Жизнь Ф.С.Рокотова,

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире Жизнь
самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие. Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме

Слайд 28

Федор Степанович Рокотов (1735-1808)


В 1755 году в Москву приехал граф

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов
И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его. Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

Портрет И.И.Шувалова

Слайд 29

Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
Портрет Екатерины II (деталь)
Портрет графа Г. Г. Орлова в

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) Портрет Екатерины II (деталь) Портрет графа Г. Г. Орлова в латах
латах

Слайд 30

Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III
Портрет Ивана Григорьевича Орлова

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III Портрет Ивана Григорьевича Орлова

Слайд 31

Боровиковский Владимир Лукич  (1757-1825 гг.)

Сын небогатого дворянина, в молодости он состоял на

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.) Сын небогатого дворянина, в молодости он состоял
военной службе, но оставил ее в чине поручика и поселился в Миргороде (Полтавская губерния). Его отец и два брата были иконописцами.
Владимир Лукич взялся за написание икон, но кроме них он писал и портреты,
С 1792 года Боровиковский брал уроки у И.Б.Лампи (австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II) и Д.Г.Левицкого.
В 1795 году Владимиру Лукичу присвоено звание академика, а в 1802 году - советника Академии Художеств. 

Русский художник (украинского происхождения), мастер исторической и портретной живописи.

Слайд 32

Екатерина II на прогулке в Царском парке

Екатерина II на прогулке в Царском парке

Слайд 33

Портрет Павла I в белом далматике

Портрет Павла I в белом далматике

Слайд 34

Портрет Великой Княжны Александры Павловны

Портрет Великой Княжны Елены Павловны

Портрет Великой Княжны Александры Павловны Портрет Великой Княжны Елены Павловны

Слайд 35

Портрет А.Б.Куракина в одеянии кавалера Мальтийского Ордена

Портрет
вице-канцлера

Портрет А.Б.Куракина в одеянии кавалера Мальтийского Ордена Портрет вице-канцлера

Слайд 36

В. Л. Боровиковский
картина "Портрет М. И. Лопухиной".

В. Л. Боровиковский картина "Портрет М. И. Лопухиной".

Слайд 37

Портрет поэта
Г.Р.Державина

Портрет мореплавателя Ю.Ф.Лисянского

Портрет поэта Г.Р.Державина Портрет мореплавателя Ю.Ф.Лисянского

Слайд 38

Лосенко Антон Павлович  (1737-1773 гг.) 

родился в казачьей семье в городе Глухов –

Лосенко Антон Павлович (1737-1773 гг.) родился в казачьей семье в городе Глухов
древней столице Левобережной Украины.
Обучался в певческой школе
В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург.
В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову

Слайд 39

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова (1760 г.)

Портрет поэта и драматурга Александра Петровича

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова (1760 г.) Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова (1760 г.)
Сумарокова (1760 г.)

Слайд 40

Портрет актера Федора Григорьевича Волкова (1763 г.)

Портрет Великого князя Павла Петровича в

Портрет актера Федора Григорьевича Волкова (1763 г.) Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве (1763 г.)
детстве (1763 г.)

Слайд 41

Зевс и Фетида (1769 г.)

Владимир перед Рогнедой (1770 г.)

Зевс и Фетида (1769 г.) Владимир перед Рогнедой (1770 г.)
Имя файла: Русская-портретная-живопись-в-XVIII-веке.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0