урок 2

Содержание

Слайд 3

Освоение территории нашего края в Х - ХII веках.

«Кто мы? Чьи мы?
И

Освоение территории нашего края в Х - ХII веках. «Кто мы? Чьи
сколько в нас намешано крови?
Но безверье и ересь
Исказили начальную суть.
Здесь по речкам глухим
Никого не силилось , кроме
Наших предков далёких
С названьем пророческим « чудь»»
Е. Пономарев

ПЛАН
Соседи славян на верхней Волге.
Колонизация края славянами.
Занятия предков.
О чем рассказали курганы?
Из истории русского костюма.

Слайд 4

МЕРЯ
КОСТРОМСКАЯ

МУРОМА

МЕРЯ РОСТОВСКАЯ

НЕСТОР

МЕРЯ КОСТРОМСКАЯ МУРОМА МЕРЯ РОСТОВСКАЯ НЕСТОР

Слайд 5

ТОПОНИМЫ ГИДРОНИМЫ
ФИНО – УГОРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1.КИНЕШМА – тихая гавань. 1. Нерль
2. ШУЯ- болото

ТОПОНИМЫ ГИДРОНИМЫ ФИНО – УГОРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 1.КИНЕШМА – тихая гавань. 1. Нерль
2. УХТОХМА
3. ВИЧУГА – переходить, переезжать 3. СУНЖА
4. ЮЖА 4. ШАЧА
5. КОХМА 5. ЛЮЛЕХ
6. РЕШМА
7. ЛУХ
8. ПАЛЕХ
ХОЛУЙ – плодородный ил.

Слайд 6

ВСПОМНИТЕ ПРИЧИНЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СЛАВЯН
в XI в-XII веках

набеги кочевников на южные земли

ВСПОМНИТЕ ПРИЧИНЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СЛАВЯН в XI в-XII веках набеги кочевников на южные
Руси;
усиление феодальной эксплуатации.

СМЕРДЫ - ОБЩИННИКИ

КНЯЗЬЯ

Слайд 7

АССИМИЛЯЦИЯ
СЛАВЯНЕ

Запад, юго – запад
КРИВИЧИ

Северо – задад
НОВГОРОДСКИЕ СЛОВЕНЕ

ВОЛГА

А. С. Уваров

АССИМИЛЯЦИЯ СЛАВЯНЕ Запад, юго – запад КРИВИЧИ Северо – задад НОВГОРОДСКИЕ СЛОВЕНЕ ВОЛГА А. С. Уваров

Слайд 8

освоение земель славянами

Расселение : XII век по берегам рек,
XIIIвек – на водоразделах

ЖИЛИЩЕ

освоение земель славянами Расселение : XII век по берегам рек, XIIIвек –
: бревенчатые избы с глубокими
Подпольями 12-20 кв. м.

Слайд 9

Монеты древней Руси - дирхемы, куны, ногаты, гривны,
рубли, полтины, деньги, пулы,

Монеты древней Руси - дирхемы, куны, ногаты, гривны, рубли, полтины, деньги, пулы,
златники, серебряники

ЗАНЯТИЯ
земледелие ( подсека);
охота;
рыбная ловля;
бортничество
ремесла
торговля
( торговый путь « из варяг в арабы»)

ГОНЧАР

Слайд 10

Находки Кнутихинского
кургана ( з.№4-а)
серебряная гривна;
подвеска- крестик ;
Браслеты;
височные кольца;

1

2

3

4

Средневековые
шумящие
подвески

ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Находки Кнутихинского кургана ( з.№4-а) серебряная гривна; подвеска- крестик ; Браслеты; височные

Слайд 11

из истории русского костюма

Во всех ты, душечка,
нарядах хороша!

из истории русского костюма Во всех ты, душечка, нарядах хороша!

Слайд 12

МУЖСКАЯ РУБАХА

ЖЕНСКАЯ РУБАХА

ДЕТСКИЕ РУБАХИ

МУЖСКАЯ РУБАХА ЖЕНСКАЯ РУБАХА ДЕТСКИЕ РУБАХИ

Слайд 13

ПРЯЖКИ

ПУГОВИЦЫ

РЕМЕШКИ

ЛАПТИ

ПРЯЖКИ ПУГОВИЦЫ РЕМЕШКИ ЛАПТИ

Слайд 14

Христианизация края

« Се ветри, Стрибожьи внуци,
веют с моря…
На силы Дажьбожья

Христианизация края « Се ветри, Стрибожьи внуци, веют с моря… На силы
внука,
храбрых русичей…»
« Слово о полку Игореве»

Край языческий – край православный
Возникновение городов.

ПЛАН

Слайд 15

ВСПОМНИТЕ , ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ КОТОРЫМ
ПОКЛОНЯЛИСЬ ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ

СТРИБОГ
ПЕРУН
ДАЖЬБОГ
ВЕЛЕС
МАКОШЬ

Бог грома и молнии. Главный

ВСПОМНИТЕ , ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ КОТОРЫМ ПОКЛОНЯЛИСЬ ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ СТРИБОГ ПЕРУН ДАЖЬБОГ ВЕЛЕС
языческий бог славян, покровитель воинов , оружия, войн

Божество неба, ветра и Вселенной, до выдвижения
Перуна – главное божество славян

( СОЛНЦЕ) – божество Природы, солнечности ,
податель благ

Покровитель домашнего скота

« мать урожая».Богиня
земли и плодородия

Слайд 16

ПОЛИТЕИЗМ
МОНОТЕИЗМ
ВОЛХВ
ДВОЕВЕРИЕ
БЫЛИЧКИ
ВОЛОТЫ

РОСТОВ

ВЛАДИМИРО – СУЗДАЛЬСКАЯ ИЕПАРХИЯ

ПОЛИТЕИЗМ МОНОТЕИЗМ ВОЛХВ ДВОЕВЕРИЕ БЫЛИЧКИ ВОЛОТЫ РОСТОВ ВЛАДИМИРО – СУЗДАЛЬСКАЯ ИЕПАРХИЯ

Слайд 17

Вспомните, что такое « феодальная раздробленность»?

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО
ЮРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ

Древнейшие города

Вспомните, что такое « феодальная раздробленность»? ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ
нашего края
ЮРЬЕВЕЦ И ПЛЕС

Слайд 18

Древнейшие города ивановской области

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ в тетради
( материалы учебного пособия страница 18-21.

Древнейшие города ивановской области ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ в тетради ( материалы учебного пособия

НАЗВАНИЕ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ЮРЬЕВЕЦ

Слайд 19

ПОЛИТЕИЗМ
религия со множеством божеств

МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ ВЕРА
вера в единого бога

ДВОЕВЕРИЕ
мировоззрение древних славян. Поклонение христианским

ПОЛИТЕИЗМ религия со множеством божеств МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ ВЕРА вера в единого бога ДВОЕВЕРИЕ
святыням и языческим божествам

БЫЛИЧКИ
Рассказы о домовых, леших, русалках

ВОЛОТЫ
В древнерусском языке – великаны, богатыри

ПОДСЕКА
Подсечно – огневая система земледелия

БОРНИЧЕСТВО
Добывание мёда диких пчёл

ЗЕРНЬ
Техника наплавления на поверхность украшения мелких
шариков- « зернышек».

СКАНЬ
Техника украшения предмета витой проволокой.

ПУТЬ « ИЗ ВАРЯГ В АРАБЫ»
Торговый путь из Скандинавии на Восток
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Д/З

Слайд 20

ПОЛИТЕИЗМ - религия со множеством божеств.
МОНОТЕИЗМ - вера в единого бога.
ВОЛХВ- служители

ПОЛИТЕИЗМ - религия со множеством божеств. МОНОТЕИЗМ - вера в единого бога.
языческой религии.
ДВОЕВЕРИЕ- мировоззрение древних славян. Поклонение христианским святыням и языческим божествам.
БЫЛИЧКИ - рассказы о домовых, леших, русалках.
ВОЛОТЫ – в древнерусском языке – великаны, богатыри.

СЛОВАРЬ

Слайд 21

ПЕРСОНАЛИИ

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО
ЮРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ

ТРАВКИН П.Н.
Директор Музея древнерусской семьи
в г.

ПЕРСОНАЛИИ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО ЮРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ ТРАВКИН П.Н.
Плёсе. Кандидат исторических наук. Археолог

Слайд 22

Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником

Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником
от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Даже бог плодородия Велес в древней мифологии имеет облик медведя. Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени. Велес, имеющий облик медведя, являющегося прародителем диких животных, на которых ведется охота, с переходом к скотоводству превращается в покровителя домашних животных, «скотьего бога». Почитание же медведя становится самостоятельным культом.
Миф о медведе – хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских сказках, где героиня попадает к нему в дом в густой чаще леса, становится его женой, а их сын Медвежье Ушко превращается в могучего богатыря, победителя чудовищ.

Слайд 23

Юрий Долгорукий
(90-е гг. XI в.—1157), князь суздальский и великий князь киевский, сын

Юрий Долгорукий (90-е гг. XI в.—1157), князь суздальский и великий князь киевский,
Владимира Мономаха. В 1125 перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 30-х гг. боролся за южный Переяславль и Киев (за что получил прозвище Долгорукий). При нём впервые упомянута под 1147 Москва, укреплённая по повелению Юрия Долгорукого в 1156. В 1155 вторично овладел Киевом. По-видимому, отравлен киевскими боярами.

Всеволод Большое Гнездо Дмитрий
(1154—1212), великий князь киевский (1173), великий князь владимирский (с 1176), сын Юрия Долгорукого. Участвовал в борьбе Андрея Боголюбского за Киевскую землю. Воевал с Черниговом, Волжско-Камской Булгарией, половцами и др. Расширил владения Владимирского великого княжества. Был главой большой семьи (отсюда прозвище).

Слайд 24

Андрей Боголюбский
(не ранее 1100—1174), великий князь владимирский (с 1157). Сын князя Юрия

Андрей Боголюбский (не ранее 1100—1174), великий князь владимирский (с 1157). Сын князя
Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев (с 1149), княжил в Вышгороде, Турове и др. Сделал г. Владимир столицей Ростово-Суздальской земли. Лишил владений и изгнал в Византию своих родственников. Организовал походы в Южную Русь и захват Киева (1169). Убит приближёнными. Канонизирован Русской православной церковью.

Юрий Всеволодович
(1188—1238), великий князь владимирский (1212—16 и с 1218). Потерпел поражение в Липицкой битве (1216) и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 заложил Нижний Новгород; потерпел поражение и погиб в бою с монгольскими завоевателями на реке Сить.

Слайд 25

СЛОВАРЬ

АССИМИЛЯЦИЯ - в социальных науках - процесс, в результате которого члены одной

СЛОВАРЬ АССИМИЛЯЦИЯ - в социальных науках - процесс, в результате которого члены
этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. А. может происходить спонтанно и в данном случае может рассматриваться как один из типов процесса аккультурации и как итог этого процесса. Нередко термин "А." используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей национальной группы в отношении этнических меньшинств, направленную на искусственное подавление их традиционной культуры и создание таких общественных условий, при которых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных эталонов данной группы.

Слайд 26

ГИДРОНИМЫ — один из классов топонимов — названия водных объектов (рек, озёр,

ГИДРОНИМЫ — один из классов топонимов — названия водных объектов (рек, озёр,
морей, заливов, проливов, каналов и т. п.). Изучением гидронимов занимается наука гидротопони́мика.

ТОПОНИМ — имя собственное, обозначающее название географического объекта. Топонимы изучаются наукой топонимикой

МУРОМА
финно-угорское племя, известное с 1-го тыс. до н.э. в бассейне Оки. Занималось скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством, ремёслами. Платило дань Руси, к XII в. слилось с восточными славянами.
ЧЕРМИСЫ (Мари, Мар), финск. племя в восточн. губ. Европ. России. Центром Ч. являются Уржумск., Яранск. уезды Вятск. губ. (ок. 145 т.), затем Царевококшайск., Козмодемьянск. и Чебоксарск. уу. Казан. г. (до 123 т.); кроме того, живут в губ. Уфим. и Перм., а в небольш. числе также в Костромск. и Нижегородск. Всего 375439 (1897 г.), причем громадн. большинство живет на лев. стороне Волги — луговые Ч., а на прав. стороне только около 40 т. в Козмодемьян. у. Казанской губернии — горные Ч. Последние уже почти обрусели, жившие в южн. уездах Казан. г. очувашились, а в Уфимск. и Самар. г. часть вошла в состав тептярей или смешалась с башкирами.

Слайд 27

ПОДСЕКА - подсечно – огневая система земледелия.
БОРНИЧЕСТВО - добывание мёда диких пчёл.

СЛАВЯНЕ

группа

ПОДСЕКА - подсечно – огневая система земледелия. БОРНИЧЕСТВО - добывание мёда диких
народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). Говорят на славянских языках, относящихся к индоевропейской семье языков. Верующие — православные, католики, часть — протестанты.

Слайд 28

Финно-угорские (угро-финские) языки-
одна из двух ветвей уральской семьи языков Делится на

Финно-угорские (угро-финские) языки- одна из двух ветвей уральской семьи языков Делится на
следующие языковые группы: прибалтийско-финская (финский, ижорский, карельский, людиковский, вепсский, водский, эстонский, ливский); саамская; мордовская (эрзянский и мокшанский); марийская; пермская (коми-зырянский, коми-пермяцкий, удмуртский); угорская (венгерский, мансийский, хантыйский). Область распространения Ф. я. – С. Вост. Европы (от Скандинавии до Урала), значительная часть Волго-Камья, бассейн средней и нижней Оби, часть бассейнаДуная. Число говорящих на Ф. я. – около 24 млн. чел. (1970, оценка), в том числе в СССР – около 4,5 млн. чел. (1970, перепись). Венг., фин. и эст. языки обладают многовековой письменной и литературной традицией; большинство др. Ф. я. являются младописьменными, а некоторые прибалтийско-фин. языки – бесписьменными

Слайд 29

Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная

Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная
природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур- земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ПОНЕВА

Слайд 30

Исключительно красочно и живописно выглядит женский костюм на Руси..
У нас ценятся

Исключительно красочно и живописно выглядит женский костюм на Руси.. У нас ценятся
женщины дородные: высокие и полные. Именно эти достоинства подчеркивает женский костюм. Чтобы выглядеть « на уровне» , надо надевать на себя много разной одежды Именно из-за тяжести и обилия одежды походка женщины становится медленной, плавной, а осанка прямой и горделивой,
Сначала одевается длинная полотяная рубаха – нижняя, Но и её надо украсить вышивкой. По самому подолу, чтобы злые духи не причинили вреда, вышиваются ромбы- это символ земли нашей матушки, которая кормит нас. А это зерна, которые мы бросаем в землю Верхнюю, щелковую рубашку надо одевать наверх полотняной, ее тоже надо украсить Подолы, низ рукава и вороты украшали вышивкой. И не случайно: считается, что орнамент с изображением птиц, животных, солнца оберегает от нечистой силы.
Комнатная эта одежда не предназначается для посторонних глаз, поэтому ее носят с поясом обозначавшим талию и грудь. Показываться перед посторонними в рубахе считается неприличным

Слайд 31

Уваров Алексей Сергеевич - Уваров (граф Алексей Сергеевич, 1828 - 1884) -

Уваров Алексей Сергеевич - Уваров (граф Алексей Сергеевич, 1828 - 1884) -
известный археолог. Склонность к занятиям археологией в нем воспиталась с ранних лет под влиянием отца его графа Сергея Семеновича и знакомства с Погодиным , Грановским и другими историками. Окончив в 1845 г. курс в Санкт-Петербургском университете, Уваров довершал свое образование в Берлине и Гейдельберге. В 1848 г. предпринял исследование древностей на юге России и результаты издал на русском и французском языках под заглавием: ""Исследования древностей южной России и берегов Черного моря"". Первым же трудом своим граф Уваров завоевал себе видное место среди наших исследователей. Работая сам, граф Уваров заботился и о возможности работы для других; он всячески поощрял труды археологов и выдавал за них премии из своих средств. В 1851 г. он снова отправляется на раскопки в древнее княжество Суздальское и отрывает там 757 курганов. На основании этих раскопок он написал: ""Меряне и их быт по курганным раскопкам"". В 1853 и 1854 годах ему поручаются раскопки в Таврической губернии. В следующие годы его деятельность прерывается событиями средины 50-х годов, а также утратой отца. В память его он в 1857 г. учреждает Уваровские премии при Академии Наук. В это же время граф Уваров был избран управляющим отделом русской и славянской археологии. Поездка за границу и изучение памятников искусства в Италии и Греции отвлекали его на некоторое время от трудов по русской археологии, и только в 1861 г. он снова принимает близкое участие в деятельности арх. общ. В 1864 г. в Москве открывается московское археологическое общество, граф Уваров переселяется туда и занимает в новом обществе пост председателя, который и остался бессменно за ним до самой его смерти. Единогласно избранный, Уваров произнес речь, в которой наметил тот путь, который так блестяще был пройден впоследствии московским археологическим обществом под его руководством. Устройством археологических съездов граф думал много сделать в этом направлении; по его мысли они создались и собираются через каждое трехлетие в одном из шести русских городов, наиболее богатых остатками прошлого. Для возбуждения интереса к старине и для добывания возможно больших сведений об имеющихся там и сям памятниках, граф Уваров предложил обществу отнестись к епархиальным начальствам с просьбой, чтобы они пригласили настоятелей монастырей и приходских церквей к сообщению сведений о всех имеющихся у них древностях, а также предложил просить губернские статистические комитеты, чтобы они сообщали археологическому обществу сведения о древностях губернии и о собирателях их. Уваров умел направить работу общества, и его инициатива положена в основании многих трудов и научных предприятий общества. По его мысли начаты были: палеографические сборники надписей, находящихся на вещ. предметах, археологический словарь и критический и библиографический отделы при журн. общ., сборник археологических материалов, ""Археологический синодик"", издания альбомов

далее

Имя файла: урок-2.pptx
Количество просмотров: 26
Количество скачиваний: 0