Слайд 2Объект исследования:
стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
и его перевод
![Объект исследования: стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и его перевод](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-1.jpg)
на английский язык В. Набоковым.
Слайд 3Предмет исследования:
эстетическое воздействие на читателя стихотворения – оригинала и адекватность воздействия его
![Предмет исследования: эстетическое воздействие на читателя стихотворения – оригинала и адекватность воздействия его художественного перевода.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-2.jpg)
художественного перевода.
Слайд 4ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
выявить, насколько адекватны эстетические воздействия на читателя стихотворения Ф.И. Тютчева
![ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить, насколько адекватны эстетические воздействия на читателя стихотворения Ф.И. Тютчева](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-3.jpg)
«Есть в осени первоначальной…»
и его художественного перевода на английский язык.
Слайд 5 Ф.И. Тютчев В.В. Набоков
«Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах
![Ф.И. Тютчев В.В. Набоков «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник». В.А. Жуковский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-4.jpg)
– соперник».
В.А. Жуковский
Слайд 6Стихотворение Ф.И. Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день
![Стихотворение Ф.И. Тютчева: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-5.jpg)
стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос.
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Слайд 7Перевод В. Набокова:
When Autumn has just come, there is
Most brief a
![Перевод В. Набокова: When Autumn has just come, there is Most brief](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-6.jpg)
lull: brief but divine.
All day 'tis like some precious prism,
And limpidly the evening shine,
Where lusty sickles swung and corn-ears bent
The plain is empty now: wider it seems.
Alone a silky filament
Across the idle furrow gleams.
The airy void, now bridles, is revealed,
But still remote is the first whirl of snow;
And stainless skies in mellow blueness flow
Upon the hushed reposing field.
Слайд 8ПОСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД
Когда только пришла осень, есть
Самое короткое временное затишье: короткое, но
![ПОСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД Когда только пришла осень, есть Самое короткое временное затишье: короткое,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-7.jpg)
божественное (превосходное).
Весь день, он похож на какую-то драгоценную призму,
И прозрачно светятся вечера.
Где здоровые (сильные) серпы качались (размахивали) и колосья сгибались (гнулись),
Поле пусто теперь; шире оно, кажется.
Одинокая шелковая нить
Через праздную борозду мерцает (отражает свет).
Воздушная пустота, теперь без птиц, открыта,
Но все еще отдалено первое кружение снега.
(И) А безупречные (незапятнанные) небеса густой (сочной) синевой льются (ниспадают)
На затихшее спокойное (сонное) поле.
Слайд 9Семиотический уровень
«хрустальный» (crystal - clear) - заменено сочетанием «драгоценная призма»),
«лучезарный» (radiant,
![Семиотический уровень «хрустальный» (crystal - clear) - заменено сочетанием «драгоценная призма»), «лучезарный»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-8.jpg)
effulgent) - в переводе «прозрачно светятся»,
«паутина» (web, gossamer) - в переводе «шелковая нить»,
«бодрый» (cheerful, brisk), - у Набокова -«здоровые (сильные) серпы»,
«лазурь» (azure,sky-blue), - в переводе это существительное заменено словосочетанием «густая (сочная) синева».
Слайд 10Ритмические рисунки 2-й строфы
Оригинал:
Перевод:
![Ритмические рисунки 2-й строфы Оригинал: Перевод:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-9.jpg)
Слайд 11Фонетический уровень
Оригинал:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все
![Фонетический уровень Оригинал: Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-10.jpg)
- простор везде.
Слайд 12Фонетический уровень
Перевод:
Where lusty sickles swung and corn-ears bent
The plain is
![Фонетический уровень Перевод: Where lusty sickles swung and corn-ears bent The plain](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-11.jpg)
empty now: wider it seems.
Слайд 13Выводы:
Хороший поэтический перевод - всегда компромисс.
В истинный художественный мир поэта - Пушкина,
![Выводы: Хороший поэтический перевод - всегда компромисс. В истинный художественный мир поэта](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/280377/slide-12.jpg)
Шекспира, Гете - лучше входить, читая их произведения в оригинале - на русском, английском, немецком языках.