Коренные народы России

Слайд 2

СЕЛЬКУПЫ

Селькупы живут на севере Томской  и Тюменской областей (в частности, в Ямало-Ненецком

СЕЛЬКУПЫ Селькупы живут на севере Томской и Тюменской областей (в частности, в
АО) и в Красноярском крае.
Прежнее, до 30-х годов XX века, название – остяко-самоеды. Численность составляет 4,2 тыс. человек. В 2000 г. постановлением Правительства РФ наделены статусом коренного малочисленного народа.
Основные занятия селькупов – охота и рыболовство.  Северные селькупы традиционно занимались оленеводством, в основном для транспортных нужд. Важное значение имел сбор ягод и кедровых орехов.
Основу питания селькупов составляет рыба в сыром, мороженом, вяленом, вареном, жареном виде. Зимой едят свежезамороженную рыбу – строганину. Сушеную мелкую рыбу толкут – получается рыбная мука, из которой варят суп. Мясо дикого оленя, лося, дичи едят в основном зимой. Любимый напиток – настой березовой чаги и сока. В чай добавляют оленье молоко, также им заливают ягоды: морошку, бруснику, чернику, голубику.
Традиционная религия народа — пантеизм. В XVII-XVIII веках произошла формальная христианизация всех селькупов, но, несмотря на это, у народа, особенного северного, сохранились традиционные верования и анимистические представления о мире. 

Слайд 3

ВОДЬ

Представители финно-угорского народа водь считаются коренным населением Ленинградской области. Это один из

ВОДЬ Представители финно-угорского народа водь считаются коренным населением Ленинградской области. Это один
древнейших народов, сохранившихся на территории современной России. По мнению археологов, формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло разделение води и восточно-эстонских племен. Первое упоминание о води и вожанах относится к 1069 г. С середины XIII в. Водь входит в состав Новгородского государства. Первые этнографические сведения о народе восходят к XVI в. и к концу XVIII в. С конца XIX в. начался процесс ассимиляции народа.
Основным занятием води издревле было земледелие. Это подтверждают и раскопки в средневековых могильниках: среди находок обнаружены серпы, косы, жернова. Исторические сведения о народе немногочисленны. В русских летописях говорится лишь о бедствиях и войнах, связанных с племенем водь, жившим на окраинах новгородских владений.
Издавна основной крестьянской едой были хлеб, похлебки и каши, а с середины XIX века к ним добавился картофель. Ржаной хлеб пекли на закваске в русской печи. Обычно водские хозяйки выпекали столько хлеба, чтобы его хватило на всю неделю.
Водский язык наиболее близок северо-восточному диалекту эстонского языка. Долгое время водский язык был бесписьменным. Первая грамматика появилась в XIX в. В настоящее время язык находится под угрозой исчезновения и внесен в Красную книгу языков народов России.

Слайд 4

ИЖОРЦЫ

Ижорцы – малочисленный финно-угорский народ, который с древнейших времен населяет северо-западные земли

ИЖОРЦЫ Ижорцы – малочисленный финно-угорский народ, который с древнейших времен населяет северо-западные
Ленинградской области. Антропологические исследования показали, что предки ижорцев – самые первые люди, поселившиеся на землях от прилужских болот до лембаловских озер.
В русских письменных источниках ижорцы и Ижорская земля упоминаются с XIII века. Наряду с карелами ижорцы часто фигурируют в летописях при описании битв с врагами русской земли. Они выступали вместе с новгородцами в военных столкновениях со шведами, финским племенем емь и ливонскими рыцарями. Именно ижорский староста в 1240 г. предупредил князя Александра (будущего Невского) о высадке шведов на берегу Невы.
Традиционно ижорцы занимались земледелием, скотоводством, морским и речным рыболовством, лесным промыслом. В XIX веке получили развитие также посредническая торговля и ремесла, особенно гончарное и деревообделочное.
Как и все финно-угры, ижорцы в древние времена были язычниками и поклонялись природным явлениям (солнцу, месяцу, звездам, камням, родникам, деревьям), принося им в жертву животных. С 1270 г. ижорские земли вошли в состав Новгородской «волости». Принадлежность к Новгороду определила мощное воздействие на ижорцев славянской культуры, и постепенно ижорцы приняли православие.
Традиционная ижорская одежда, украшенная бисером, жемчугом и раковинами каури, была очень красива. Самая нарядная часть женского костюма – головной убор саппано. Расшитый золотыми нитями, он имел доходящий до пола узорчатый шлейф. Развевающиеся на ветру саппано сравнивали с реющими парусами рыболовецких судов.

Слайд 5

ВЕПСЫ

Ве́псы - это малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской

ВЕПСЫ Ве́псы - это малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии,
и Ленинградской областей в России.
В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
 До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Название «вепсы» распространилось уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари» или «кайваны», которые часто имели шутливо-иронический или уничижительный оттенок.
Созданная в 1931 г. вепсская письменность на латинице просуществовала до 1938 г. В 1932-1938 гг. обучение вепсских детей в Ленинградской области проводилось на родном языке,  в Карелии – на финском. В 1937 г. вепсская письменность была переведена на кириллицу, но уже с начала 1938 г. был наложен полный запрет на использование вепсской письменн

Слайд 6

БЕСЕРМЯНЕ

Бесермяне – малочисленный финно-угорский народ в России, проживающий на северо-западе Удмуртии (Юкаменский,

БЕСЕРМЯНЕ Бесермяне – малочисленный финно-угорский народ в России, проживающий на северо-западе Удмуртии
Ярский, Балезинский, Глазовский районы) в 41 населенном пункте, из которых 10 деревень мононациональны. Численность бесермян, согласно переписи 2010 г., составляет 2201 человек. Говорят бесермяне на особом бесермянском наречии удмуртского языка финно-угорской группы уральской семьи, близком морфологически к северным говорам удмуртского языка, а фонетически – к южным. Бесермяне считают свой язык самостоятельным.
В советское время бесермяне испытывали давление со стороны удмуртов, которые легко могли посмеяться над их речью. Молодые люди, уезжавшие в город учиться, старались говорить со своими товарищами только на русском языке, а молодые родители перестали передавать язык своим детям. Это также говорит о том, что численность людей, считающих себя бесермянами, уменьшилась.
В настоящее время в школах в качестве родного изучается удмуртский литературный язык.