Слайд 2Археологические памятники относящиеся к кыргызским племенам
Долина Енисея
Красноярск
Долина реки Обь
Алтай
Семиречье
Тува
Монголия
Берега Байкала
Вост. Туркестан
Центр. Тянь-Шань
Кыргызские
захоронения IX века в исторической науке наз. «хыргыс-хююр» (монгол. «кыргызская могила»)
Слайд 5Хыргыс-хююр/Хыргыстар сооктор
Поверх захоронения взгромождали камни, возле устанавливали идолов из камня, на которых
выбивали рунические тексты (эпитафия).
Тело сжигали, прах опускали в вырытую яму и зарывали.
В могилах находят овечьи, коровьи и конские скелеты, посуду, воинское снаряжение – обоюдоострый меч, саблю, секиру, копьё, лук, наконечники стрел, колчан, кольчугу, панцирь, ювелирные изделия, ножи, напильники, серпы, сохи, китайские монеты с руническими надписями.
Археологические памятники XI-XII вв., относящиеся к кыргызам, называют «хыргыстар сооктор»
Слайд 7Кыргызский воин (Реконструкция)
Слайд 8Могилы
Останки детей енисейские кыргызы хоронили, не прибегая к сожжению трупов. Считалось, что
не было никакой необходимости очищать их от греха с помощью огня.
Встречаются могилы из подвластных кыргызам народов, которые хоронили умерших не сжигая: кыштымы, отдельные кладбища уйгуров.
Слайд 9Письменные источники о кыргызах, переселившихся в Восточный Тянь-Шань
С конца XIX века исследователи
продолжают находить всё новые сведения о том, что в эпоху Кыргызского Великого каганата (с сер. IX в.), кыргызы доходили от берегов Енисея до Восточного Тянь-Шаня и Кашгара. Об этом свидетельствуют документы, написанные на арабском, персидском и китайском языках.
Арабский географ Х века аль-Истахри в книге «Китаб масалик аль-мамалик» («Книга путей и государств») пишет: «Те горы … разделяясь в Мавераннахре, тянутся до внутренних владений тюрок – до Илака и Шаша, расположенных возле кыргызов. Эти горы о начала до конца полны залежами золота и серебра, особенно богатые залежинаходятся около государства кыргызов.»
Слайд 10Письменные источники о кыргызах, переселившихся в Восточный Тянь-Шань
Персидский географический труд неизвестного автора
«Худуд аль-алам» («Границы Вселенной») 982 года содержаться интересные сведения об объединениях кыргызов, проживающих, помимо Енисея, в различных местностях.
В персидском сочинении Мухаммеда ибн Нажиб Бекрана «Жахан_Наме» («Книга о Вселенной»), написанном в XIII веке, говорится, что горы и степи, тянущиеся к востоку от Ферганы, достигают владений кыргызов.
Сведения китайского посла династии Сун Ван Яндэ в Х в., арабский историк Ибн аль-Асир (ХIII в.), Сайф ад-Дин Ахсыкенди XVI в.
Слайд 12Кыргызы Енисея, Северно-Западной Монголии и Алтая
В Х-ХII вв. кыргызы, проживающие на Енисее,
по берегам Больших озёр (Чон-Куль) на северо-западе Монголии, а также в приграничных с монгольским Алтаем районах, создавали свои небольшие государства.
В конце ХI в. восточные кыргызы делились в основном на три небольших самостоятельных государства. Одно из них были расположено на о территории современной Республики Хакасии (Хоорай), другое – в Туве и приграничных с ней отдельных районах Северной Монголии, третье – на Алтае, включая Монгольский Алтай.
В 1125-1128 гг. кыргызы Северо-Западной Монголии и Восточного Тянь-Шаня вели борьбу против каракитайского нашествия.
В середине ХII веке кыргызы С.-В. Монголии потерпели поражение от хана найманов.
Слайд 14Памятники енисейской рунической письменности
Кыргызы являлись одними из создателей рунической письменности, которая стала
общим культурным достоянием всего тюркского мира.
В Енисее найдено более 150 памятников.
Эти письменные памятники VII-XII вв. встречаются на добытых археологами вещах, посуде, монетах, но большинство рунических письмён выбито на камнях.
Кыргызы, проживающие на Тянь-Шане, и другие тюркские племена начиная с Х в. Перестали использовать орхоно-енисейскую руническую письменность.
Слайд 16Религия
Основная религия енисейских кыргызов была связана с поклонением небесному божеству (тенгрианство).
Так же
были распространены ислам, манихейство.