Народы Алтайского края

Содержание

Слайд 2

Алтайцы — коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С середины

Алтайцы — коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С середины
19-го века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы (джунгары после распада Джунгарского государства в Центральной Азии в 18 веке) до начала 20-го века делились на ряд племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.
Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Принято считать, что язык народа — это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определенное влияние и влияет сам на соседние языки. В истории известны языковые смещения, ассимиляции одного языка другим.Этот народ, коренные жители страны Голубых озер, сумевшие сберечь свои обычаи, национальную культуру и традиции, с особым почитанием относятся к родной природе. Природа для них – это самое святое, это дом, это будущее, это Бог.

Слайд 3

Алтайский край населяют более 80 национальностей и народностей. Коренное население до 1991

Алтайский край населяют более 80 национальностей и народностей. Коренное население до 1991
г. было представлено алтайцами, составлявшими 2,3% всех жителей края, при этом 91,3% алтайцев проживали в границах Горно-Алтайской автономной области. В связи с образованием Республики Алтай (1991 г.) в крае резко сократилась доля алтайцев. К коренным народностям также относятся кумандинцы, телеуты, тофалары, тубулары.
Результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. еще раз подтвердили, что Алтайский край является одной из самых многонациональных территорий России. Во время переписи было учтено 120 национальностей (по России примерно 160 национальностей). По данным переписи наиболее многочисленными группами в крае являлись: русские – 2607426 чел. (92%), немцы – 79502 чел. (3%), украинцы – 52700 чел. (2%), казахи – 9825 чел. (0,4%), татары – 8899 чел. (0,3%), белорусы – 8280 чел. (0,3%), армяне – 8105 чел. Другие национальности представлены немногочисленными группами: азербайджанцы – 5852 чел., мордва – 4769 чел., чуваши – 3385 чел., цыгане – 3405 чел., узбеки – 1956 чел., молдаване – 1573 чел., евреи – 1096 чел., грузины – 1089 чел., удмурты – 920 чел., поляки – 896 чел., башкиры – 728 чел. и др.

Слайд 5

В этнографическом отношении алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы)

В этнографическом отношении алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы)
и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи, до середины XIX в. – телесы). Северные живут в горно-таежной зоне северо-восточного Алтая: тубалары – в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша); челканцы – р. Лебедь и Байгол; кумандинцы – по р. Бии. Расселение южных: теленгиты – в бассейне рек Чуя и Аргут, по р. Чулышман и Башкаус; алтай-кижи – в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднее течение Катуни; телеуты – по р. Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), по р.Большому и Малому Бачатам (Беловский район Кемеровской области).

Слайд 6

КУМАНДИНЦЫ – (варианты самоназвания тадар-кижи, тадарлар, куманды-кижи) – тюркский народ, проживающий в

КУМАНДИНЦЫ – (варианты самоназвания тадар-кижи, тадарлар, куманды-кижи) – тюркский народ, проживающий в
верхнем и среднем течении р. Бия. В административном отношении это территории г. Бийска, Красногорского и Солтонского районов Алтайского края, Турочакского района Республики Алтай и Таштагольского района Кемеровской области. По итогам Всероссийской переписи 2002 г. кумандинцев насчитывается 3114 чел. Из них 1704 проживают в городах: Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Таштагол. В Алтайском крае – 1663 чел. Традиции и обычаи народа. В целом, религиозные представления кумандинцев мало чем отличаются от южноалтайской системы верований. Однако есть и свои специфические особенности. Вот что пишет Н.А. Алексеев в своей работе «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» касательно кумандинцев: «По верованиям этой этнической группы северных алтайцев на небе обитают духи – покровители отдельных родов (сеоки). Их называют «тёс» или «пайна». Главного из них называли «имеющим три шапки священным Бай-Ульгеном»

Слайд 7

Ремесла и промыслы кумандинцев
Занимались кумандинцы, помимо охоты, собирательства, еще и мотыжным земледелием,

Ремесла и промыслы кумандинцев Занимались кумандинцы, помимо охоты, собирательства, еще и мотыжным
разводили лошадей. Постепенно, под влиянием русского населения, переходили к плужному земледелию. Сеяли вручную, но вместо ножа при жатве применяли уже серпы. Кумандинцы либо покупали их у русских, либо изготавливали сами. Хлеб обмолачивали цепами, веяли на ветру, подбрасывая зерно деревянной лопатой вверх. Хранили хлеб в амбарах, построенных по русскому образцу. Сеяли пшеницу, рожь, овес, гречиху. В быту использовали каменные зернотерки «пасак» и деревянные ступы «соко». В большинстве случаев земледелие было натуральным, товарного зерна не производили. В деревянной ступе (соко) толкли ячменную крупу для приготовления национального блюда – «кyче».

Слайд 9

Национальная кухня кумандинцев
Пищей кумандинцев было мясо диких и домашних животных, дичи, рыбы

Национальная кухня кумандинцев Пищей кумандинцев было мясо диких и домашних животных, дичи,
и молочные продукты. Из растительной пищи употребляли хлебные злаки и различные дикие съедобные растения. Число этих растений было довольно значительным кан-дык, черемша, сарана (саргай), дягиль (палтырган), полевой тук (кобирген), дикий чеснок (ускум), различные ягоды и т. д. Из них кандык и сарана, как отмечалось, заготавливались на зиму.

Слайд 11

Фольклор
Устное народное творчество кумандинцев, равно как и их искусство, к сожалению, изучено

Фольклор Устное народное творчество кумандинцев, равно как и их искусство, к сожалению,
плохо. Наиболее распространенными типами фольклорных произведений являлись в прошлом песенные четверостишия (такпак), различного рода бытовые и волшебные сказки (чорчок), а также эпические произведения (кай). Особое место в культуре К. занимали мастера-исполнители сказок и эпосов – кайчи, и исполнители песен на музыкальном инструменте шор – шорчи.

Слайд 13

Язык и письменность кумандинцев
Кумандинское наречие — язык кумандинцев, одно из двух (или

Язык и письменность кумандинцев Кумандинское наречие — язык кумандинцев, одно из двух
трех) наречий, составляющих северноалтайский язык. Варианты самоназвания: къуманды / къубанды / къуўанды / къувандыг. Традиционно кумандинское наречие считалось диалектом алтайского языка. Согласно новейшим классификациям тюркских языков южно- и северноалтайский языки являются двумя разными языками, и оно относится ко второму, наряду с челканским. Ситуацию усложняет то, что и кумандинский, и челканский по отдельности официально признаны отдельными языками малочисленных народов России и для них разрабатывают отдельные учебные программы.Язык кумандинцев является северным диалектом алтайского языка, входящего в уйгурскую группу тюркских языков. В языке кумандинцев выделяются три говора: турочакский, солтонский и старобардинский. Письменность создана в начале XX в. на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде.
Имя файла: Народы-Алтайского-края.pptx
Количество просмотров: 178
Количество скачиваний: 0