Алголкины. Промыслы и жилье

Содержание

Слайд 2

Ко времени появления англичан на Атлантическом побережье Американского континента (XVI-XVII века) его

Ко времени появления англичан на Атлантическом побережье Американского континента (XVI-XVII века) его
населяли индейские племена алконгинской языковой группы.

Они расселялись, не считая сравнительно узкой полосы земли, которую занимали ирокезы, на огромной территории

Слайд 4

Промыслы и жильё

Алгонкины побережья были полуоседлыми земледельцами, охотниками и рыболовами, сохранившими в

Промыслы и жильё Алгонкины побережья были полуоседлыми земледельцами, охотниками и рыболовами, сохранившими
быту много черт охотничьего уклада, верований и традиций.
Работали они коллективно, на общем поле, сажали в основном кукурузу, применяли окучивание, удобряли почву рыбьими отходами.

Слайд 5

Наблюдение и уход за посевами, а также домашнее хозяйство находились в руках

Наблюдение и уход за посевами, а также домашнее хозяйство находились в руках
женщин.
Охотой и рыболовством занимались мужчины.
Алгонкины собирали кленовый сок, орехи, каштаны, жёлуди, из которых потом даже делали муку, ягоды, грибы, дикие фрукты и дикий картофель, съедобные коренья, ракушки и некоторые виды насекомых.

Выращивали подсолнечник, бобы, фасоль, арбузы, тыкву, кабачки, табак.

Слайд 6

Жили в куполообразных (в одном — 3 семьи) шалашах — вигвамах, крытых

Жили в куполообразных (в одном — 3 семьи) шалашах — вигвамах, крытых
корой или плетёнными матами (циновками). Вот что собой представляли вигвамы (не типи, а именно вигвамы, которые часто имели деревянный каркас, были похожи на перевёрнутую лодку):

Слайд 7

Средства передвижения
Из животных алгонкины содержали только собак. Средством передвижения служили каноэ из

Средства передвижения Из животных алгонкины содержали только собак. Средством передвижения служили каноэ
коры и долбленые (выженные пироги)

Слайд 8

На севере — снегоступы (лыжи-ракетки) и сани. Значительная часть инвентаря изготовлялась из

На севере — снегоступы (лыжи-ракетки) и сани. Значительная часть инвентаря изготовлялась из
дерева или коры, главным образом берёзовой и кленовой, лозы, лыка, растительных волокон (корзины, циновки, лямки, грубые ткани).

Слайд 9

Одежда, оружие, трубка мира и вампум

Женщины делали керамические орнаментированные сосуды со сферическим

Одежда, оружие, трубка мира и вампум Женщины делали керамические орнаментированные сосуды со
дном.
Одежду (накидки, юбки, набедренные повязки) и обувь (мокасины, гетры-ноговицы) выделывали из шкур или замши, сшивая, где это умели делать, жилами с помощью шила из рога или кости, украшали бусами и перьями, раскрашивали.

Слайд 10

Оружием служили копья, луки и стрелы, дубинки, каменные топоры (томагавки) и деревянные

Оружием служили копья, луки и стрелы, дубинки, каменные топоры (томагавки) и деревянные
щиты. Наконечники для стрел выделывали из камня.

Слайд 11

Женщины носили длинные волосы, мужчины же их выбривали или выщипывали, оставляя лишь

Женщины носили длинные волосы, мужчины же их выбривали или выщипывали, оставляя лишь
гребень, идущий от лба к затылку (стоячий, как ирокез, либо лежачий). Головные уборы из перьев, татуировка и раскрашивание тела играли также большую роль в жизни североамериканских индейцев.

Слайд 12

Большую роль также играли курительные трубки из глины и камня и вампумы

Большую роль также играли курительные трубки из глины и камня и вампумы
— пояса, плетёные из нитей с нанизанными на них бусами (делались из раковин, позже приобретались у европейцев).
При определённом расположении и цвете бус имел магическое значение, являлся своего рода памятной книгой (начала пиктографического письма. т.е. рисунки обозначают что-то), документом, символом племени, залогом верности, а также денег.

Слайд 13

Курением трубки сопровождались различные церемонии, а также религиозные обряды.
Трубку курили на

Курением трубки сопровождались различные церемонии, а также религиозные обряды. Трубку курили на
племенных и межплеменных советах ("трубка мира"). С соответствующими украшениями трубка может служить амулетом, пропуском, свидетельством заключенного мира, союза или войны

Слайд 14

Целый ряд алконгинских слов, обозначавших новые для поселенцев понятия, вошли в английский

Целый ряд алконгинских слов, обозначавших новые для поселенцев понятия, вошли в английский
язык, а оттуда перешли во многие культурные языки мира, став национальными словами: тотем, вигвам, вампум, мокасины и др.

Слайд 15

Общественная организация

Женщинам "принадлежали" все дети, вся земля, рабочий инвентарь и постройки. Им

Общественная организация Женщинам "принадлежали" все дети, вся земля, рабочий инвентарь и постройки.
приходилась основная забота об урожае и домашнем хозяйстве, что конечно определяло общественную жизнь.
Счёт родства вёлся по женской линии. Женщины оказывали огромное влияние на все дела. От их решения зависела жизнь пленных, однако пленницы и их дети оставались неприкосновенными.
Уважение к старости, отождествляющейся с мудростью, было общепринятым.

Слайд 16

Род был основной общественной единицей алгонкинов.
По преданию, происходил от одного отдалённого

Род был основной общественной единицей алгонкинов. По преданию, происходил от одного отдалённого
предка, чьё имя и носил род (обычно растения или животного). Браки внутри рода не допускались. Род мог усыновить члена другого племени или пленного врага.

Слайд 17

Племя имело собственное наименование, определённую территорию заселения, ведения хозяйства, охоты и рыболовства.

Племя имело собственное наименование, определённую территорию заселения, ведения хозяйства, охоты и рыболовства.

Отличало племя также его особый диалект (язык).
Управлялось племя советом, состоявшим из старейшин (сахемов) и военных вождей отдельных родов.
Заседания его были открытыми, и на них мог высказать своё мнение любой мужчина (если женщины считали необходимым — от их имени). Некоторые племена заключали союзы и объединялись в подобие конфедераций, в основном для военных целей.

Слайд 18

В основе религии алконгинских племён лежали анимистические представления (вера в существование душ

В основе религии алконгинских племён лежали анимистические представления (вера в существование душ
и духов, которыми наделяются различные объекты, процессы и явления природы).
Все почитаемые ими духи назывались маниту. Солнце и луна, озёра и реки, леса был добрыми маниту; змеи, драконы, холод и шторм — злыми.

Большинство маниту представлялись различными животными, однако некоторые представлялись и людьми (маниту солнца — мужчина). Это были духи, почитавшиеся всем племенем.

Слайд 19

Но, кроме них и родовых тотемов, индейцы верили в существование личных духов-покровителей.

Но, кроме них и родовых тотемов, индейцы верили в существование личных духов-покровителей.
Каждый индеец почитал какое-нибудь животное в качестве своего покровителя, своего маниту, благорасположением которого он начинал пользоваться с 10—12 лет. Чтобы приобрести маниту, индеец должен был поститься, пока не приснится его маниту в виде животного.
Шкуру или перо, или какую-либо часть своего духа индеец носил всегда с собой, веря, что это его спасёт в любой передряге и принесёт успех (как крестик в общем). Изображение маниту наносилось на тело и на одежду индейца

Слайд 20

Посредниками в общении с духами и врачевателями были жрецы — шаманы.
Религиозные

Посредниками в общении с духами и врачевателями были жрецы — шаманы. Религиозные
церемонии и празднества сопровождались песнопениями, игрой на барабане и звуками погремушек. Индейцы с их верованиями представлялись европейцам-христианам начала XVII в. "язычниками" и "варварами", что во многом определяло складывающиеся отношения

Слайд 21

Ко времени первой встречи с европейцами в 1603 году алгонкины предположительно имели

Ко времени первой встречи с европейцами в 1603 году алгонкины предположительно имели
численность около 6 000 человек.
В 1768 году англичане определили численность алгонкинов в 1500 человек.
Ныне алгонкины насчитывают около 11 000 человек, которые проживают в десяти резервациях, девять из них расположены в Квебеке и одна в Онтарио.

Слайд 22

Известные представители

Джино Оджик— канадский профессиональный хоккеист.

Известные представители Джино Оджик— канадский профессиональный хоккеист.
Имя файла: Алголкины.-Промыслы-и-жилье.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0