Архитектура классицизма в Санкт-Петербурге

Содержание

Слайд 2

Здание Академии художеств (1764-1788 гг.), Ж.-Б. Валлен Деламот и А. Кокоринов

Проект

Здание Академии художеств (1764-1788 гг.), Ж.-Б. Валлен Деламот и А. Кокоринов Проект
здания Академии художеств Валлен Деламот выполнил в тандеме с русским архитектором А. Кокориновым. Здание, где должны были разместиться многочисленные мастерские и аудитории имеет круглый парадный двор и четыре

световых двора. План здания симметричен. Цокольный этаж здания оформлен рустовкой; фасад вертикально членят пилястры и колонны дорического ордера; окна с полуциркульным и горизонтальным завершением. Центральный ризолит здания оформлен колонным портиком, который венчает треугольный фронтон. Центральный ризолит также выделен надстроенным аттиком. За парадным входом в здание находится круглый в плане парадный вестибюль, оформленный по периметру торжественной колоннадой. Венчает центральную часть фасада купол со статуей Минервы.

Слайд 3

Круглый парадный холл-вестибюль.

Выставочные залы.

Второй вестибюль 1-го этажа; лестничный холл 2-го этажа.

Интерьеры

Круглый парадный холл-вестибюль. Выставочные залы. Второй вестибюль 1-го этажа; лестничный холл 2-го этажа. Интерьеры Академии художеств.
Академии художеств.

Слайд 4

Здание Малого Эрмитажа, (1764-1775), Ж.-Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен

Здание Малого Эрмитажа стало связующим

Здание Малого Эрмитажа, (1764-1775), Ж.-Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен Здание Малого Эрмитажа стало
звеном между зданием Зимнего дворца Б. Растрелли и более поздними зданиями классического стиля. Ядром композиции здания должен был стать, так называемый, «Оранжерейный дом». Строительство Малого Эрмитажа началось под руководством Ю.М. Фельтена. Фельтен проектировал южную часть здания (Южный павильон), главным фасадом выходящий на Миллионную улицу, а Валлен Деламот – северную часть (Северный павильон), своим фасадом выходящий на Дворцовую набережную. Свое название Малый Эрмитаж получил, благодаря привычке Екатерины II устраивать в нем спектакли и увеселительные вечеринки – «малые эрмитажи». Висячий сад расположен на уровне 2-го этажа над помещениями бывших конюшен и манежа и занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южные павильоны.

Слайд 5

Закрытый со всех сторон сад имеет свой микроклимат. Ориентация висячего сада обеспечивает

Закрытый со всех сторон сад имеет свой микроклимат. Ориентация висячего сада обеспечивает
оптимальное солнечное освещение. Под садом, в шанцевых сводах
были сделаны инженерные коммуникации, которые обеспечивали саду
дополнительный обогрев.

Вид с Миллионной улицы.

Висячий сад

Поперечный разрез

Слайд 6

Католическая церковь св. Екатерины, 1762 г., Ж.-Б. Валлен Деламот В фасаде церкви явно

Католическая церковь св. Екатерины, 1762 г., Ж.-Б. Валлен Деламот В фасаде церкви
читается мотив античной однопролетной триумфальной арки с аттиком, украшенным скульптурой. От стиля барокко на фасаде - изогнутые наличники окон второго яруса, окна-люкарны, декоративное завершение въездных арок, симметрично окаймляющих фасад церкви. Цветовое решение фасадов характерно для петербургского раннего классицизма – либо сочетание тепло-серого с белым цветом, либо охры с белым.

Слайд 7

Арка Новой Голландии, 1775 г., Валлен Деламот.

Дворец графа Разумовского, начинал строить А.

Арка Новой Голландии, 1775 г., Валлен Деламот. Дворец графа Разумовского, начинал строить
Кокоринов, завершал строительство в 1776 г. Ж.-Б. Валлен Деламот. Перестройка здания Гостиного двора, 1752-1761 гг., Ж.-Б. Валлен Деламот (первый деревянный Гостиный двор, Б. Растрелли).

Слайд 8

Ярким представителем раннего классицизма в Петербурге стал архитектор Антонио Ринальди. Архитектор прибыл

Ярким представителем раннего классицизма в Петербурге стал архитектор Антонио Ринальди. Архитектор прибыл
в Петербург в 1751г. Екатериной II ему были поручены сразу несколько проектов для дворцово-паркового ансамбля в Ораниенбауме: перестройка парадных террас и лестниц перед Большим дворцом; Китайский дворец; павильон Катальная горка.

Большой дворец в Ораниенбауме ( построен для А. Меншикова в 1717г., арх. Фонтана и Шедель; перестройкой дворца занимались Браунштейн и А.Шлютер; парадные террасы и лестницы выполнены в 1762 г. по проекту А. Ринальди. Китайский дворец в Ораниенбауме, 1762-1768гг.

Слайд 9

На фотографии парка в Ораниенбауме, сделанной с птичьего полета, очень хорошо видно,

На фотографии парка в Ораниенбауме, сделанной с птичьего полета, очень хорошо видно,
как регулярная часть парка, разбитая перед Большим дворцом плавно переходит в живописный парк с водоемами и свободно расположенными группами деревьев.

На этом фрагменте плана видно благоустройство парка перед Китайским дворцом и Катальной горкой, выполненное архитектором А. Ринальди.

Слайд 10

В архитектуре павильона Катальная горка просматривается как классицизм, так и барокко.

В архитектуре павильона Катальная горка просматривается как классицизм, так и барокко.

Слайд 11

Все постройки в Ораниенбауме выполнены А. Ринальди в период с 1762-1774гг. И,

Все постройки в Ораниенбауме выполнены А. Ринальди в период с 1762-1774гг. И,
если в архитектуре фасадов прочитываются два стиля: классицизм и барокко, то в оформлении интерьеров архитектор применяет французский стиль рококо. Для стиля рококо «рокайль» остается основным декоративным элементом, только позолоченный лепной узор на стенах выглядит, как роспись дорогой шкатулки.

Интерьер Китайского дворца. Интерьеры Катальной горки.

Слайд 12

Лучшим произведением Ринальди считается величественный Мраморный дворец, 1768 - 1785 гг., выполненный

Лучшим произведением Ринальди считается величественный Мраморный дворец, 1768 - 1785 гг., выполненный
им в стиле итальянского палаццо эпохи Возрождения. В отделке его фасадов архитектор использовал целую палитру разных пород олонецкого мрамора. При всей строгости фасадов, выполненных в стиле классицизм, в оформлении аттиков видны отголоски стиля барокко.

Слайд 13

Интерьеры Мраморного дворца

Мраморный зал.

Парадная лестница дворца.

Интерьеры Мраморного дворца Мраморный зал. Парадная лестница дворца.

Слайд 14

Большой Гатчинский дворец, архитектор Антонио Ринальди, 1766 -1781 гг. Архитектор спроектировал дворец в

Большой Гатчинский дворец, архитектор Антонио Ринальди, 1766 -1781 гг. Архитектор спроектировал дворец
романтической стилизации под английский замок. Общая композиция дворца с обширным двором курдонером, протяженными боковыми флигелями, двумя 5-ти гранными башнями, действительно характерна для средневековой английской архитектуры. Романтический образ усиливается благодаря облицовке серовато-охристым пудожским известняком.

Слайд 15

Князь Владимирский собор, А.Ринальди.

На месте, где сегодня возвышается Князь Владимирский собор, еще

Князь Владимирский собор, А.Ринальди. На месте, где сегодня возвышается Князь Владимирский собор,
в 1707 г. была построена деревянная церковь св. Николая. Затем, на ее месте в 1713 г. была построена мазанковая Успенская церковь. В 1740 г. архитектор М.Земцов рядом с Успенской ц. начал строительство одноглавого каменного храма, но так и не завершил задуманного. В 1765 г. А. Ринальди приступил к возведению на этом месте 5-ти главого, 3-ех нефного собора с 3-ех ярусной колокольней на западном фасаде. В пожаре 1772 г. сгорела Успенская ц., пострадал и собор – строительство было приостановлено и вновь продолжено только в 1783 г. ( под руководством И.Е. Старова). Старов внес изменения в оформление фасадов собора.

Слайд 16

Еще один архитектор раннего классицизма в Петербурге, Ю.М. Фельтен - получил образование

Еще один архитектор раннего классицизма в Петербурге, Ю.М. Фельтен - получил образование
в Германии и, по прибытии в Петербург, стал работать помощником архитектора Б. Растрелли при строительстве Зимнего дворца. В 1763 -1770гг. Ю. Фельтен возглавил работы по преобразованию набережных Петербурга: замена деревянных щитов на каменные парапеты, с лестницами и пристанями. На фотографиях показаны фрагменты Дворцовой набережной; первый Зимний мост, разработанный Фельтеном; Эрмитажный мост и галерея-переход, сооруженная Фельтеном для перехода к Эрмитажному театру над Зимней канавкой.

Слайд 17

Архитектор Ю.М. Фельтен был большим мастером проектирования камерных культовых сооружений для разных

Архитектор Ю.М. Фельтен был большим мастером проектирования камерных культовых сооружений для разных
конфессий – две лютеранские церкви (ц. св. Анны на Кирочной ул., ц. св. Екатерины на Большом пр. В.О.); православные церкви (ц. Иоанна Предтечи на Каменном острове, Чесменская ц.); Армяно-григорианская ц. на Невском пр., Шведская реформаторская ц. (не сохранилась). Все церкви, в основном, решены в классическом стиле, кроме ц. Иоанна Предтечи и Чесменской ц. (неоготика).

Армянская церковь, 1771-76гг.

Церковь св. Екатерины,1771г. Церковь св. Анны,1779г. Церковь св. Иоанна Предтечи,1778.

Слайд 18

Чесменский дворец и Чесменская церковь были построены Ю. Фельтеном в 1774-1780 гг.

Чесменский дворец и Чесменская церковь были построены Ю. Фельтеном в 1774-1780 гг.
в честь победы русского флота над турецким в 1770 г. в Чесменской бухте Эгейского моря. Архитектор опередил свое время – он не боялся выполнять проекты в разных стилях – в облике Чесменской церкви – и восточные, и готические мотивы. Удивителен план Чесменского дворца - треугольник с круглым залом посередине и башнями по углам. –

Слайд 19

В 1777 г. в Петербурге разразилось одно из сильнейших за всю историю

В 1777 г. в Петербурге разразилось одно из сильнейших за всю историю
города наводнений. В результате него - фонтаны, павильоны, многочисленные беседки Летнего сада погибли и в дальнейшем уже не восстанавливались. Именно тогда было решено выполнить ограждение Летнего сада со стороны Невы. Архитекторы Ю. Фельтен и П. Егоров создали подлинный шедевр: 36 гранитных колонн, на которых установлены вазы и урны, соединяет ажурная металлическая решетка. Особой красотой, конечно, отличается знаменитая решетка главных ворот, которая является одним из символов города.

Большие и малые ворота Летнего сада,чертеж П.Е. Егорова, 1783 г.